Агентство перспективных оборонных разработок министерства обороны США (DARPA) разрешило американской компании Aurora Flight Sciences использовать прототип военного 24-моторного гибридного беспилотника XV-24A LightningStrike в качестве основы для проекта аэротакси. Как пишет Flightglobal, разрешение распространяется и на те технологии, разработка которых ведется за счет государственного финансирования.
Согласно полученному разрешению, американская компания при разработке нового аэротакси сможет использовать все или некоторые наработки, полученные по проекту XV-24A. В частности речь идет о системе распределения мощности между электромоторами и электрической двигательной установке.
В Aurora Flight Sciences заявили, что первые полноразмерные прототипы нового аэротакси будут представлены уже в 2020 году. Тогда же планируется провести их летную презентацию, включая централизованное управление из диспетчерского центра. В компании также заявили, что она сможет начать поставки серийных пилотируемых аэротакси к 2023 году.
При этом в Aurora Flight Sciences отметили, что беспилотные версии аэротакси на базе XV-24A появятся гораздо позже 2023 года. Это связано с отсутствием правил, описывающих полеты беспилотной пассажирской авиации, а также сертификационных процедур для беспилотных аэротакси.
Разработка беспилотника XV-24A ведется компанией Aurora Flight Sciences с 2016 года. Первый полет уменьшенного прототипа аппарата состоялся в апреле 2016 года, спустя еще год разработчики завершили его летные испытания.
XV-24A, способный на вертикальные взлет и посадку и полет по-самолетному, получил 24 электровентилятора: 18 из них расположены в крыле по девять в левой и правой его консолях, а остальные шесть — в переднем горизонтальном оперении, по три с обеих сторон.
Уменьшенный прототип для испытаний разработчики собрали преимущественно из напечатанных на 3D-принтере деталей. Масса аппарата составляет 147 килограммов из которых 54,4 килограмма приходятся на литий-ионные аккумуляторы. Прототип способен находиться в воздухе не более пяти минут и развивать скорость до ста узлов (185,2 километра в час).
В 2019 году планируется начать летные испытания полноразмерного образца XV-24A. Масса этого аппарата составит 5,4 тонны. Он получит один турбовальный двигатель AE1107C, который будет соединен с тремя генераторами. Эти генераторы будут питать электровентиляторы, приводы поворотных крыла и переднего оперения (XV-24A выполнен по типу конвертоплана), а также бортовое оборудование.
Согласно предварительным расчетам, LightningStrike сможет развивать скорость до 400 узлов (около 741 километра в час). Масса полезной нагрузки беспилотника составит 40 процентов от его максимальной взлетной массы. Согласно утверждению разработчика, аэродинамическое качество беспилотника будет около десяти, против 5-6 у современных аппаратов с вертикальными взлетом и посадкой.
Василий Сычёв
Одного заряда батареи хватит на 40 минут подводного плавания
Компания CudaJet разработала подводный электрический реактивный ранец для быстрого плавания под водой. Он надевается на спину пловца и позволяет передвигаться под водой на глубине до 40 метров со скоростью до трех метров в секунду. Одной зарядки батареи подводного джетпака хватает на 40 минут работы, сообщает New Atlas. При поддержке Angie — первого российского веб-сервера Обычно джетпаками (реактивными ранцами) называют персональные летательные аппараты, которые надеваются на спину и поднимают человека в воздух за счет реактивной тяги. Но этот же способ передвижения можно использовать и под водой. Более того, так как в водной среде не требуется поднимать вес тела человека, то устройство может быть достаточно компактным по размеру. В 2018 году студент британского Университета Лафборо Арчи О’Брайан создал прототип электрического реактивного подводного ранца Cuda. За прошедшее время прототип был доработан и началось серийное производство его финальной версии под названием CudaJet. Масса подводного джетпака составляет 13,2 килограмм, он крепится на спине жилета массой от 1,5 до 1,7 килограмм (в зависимости от размера). За реактивное движение под водой отвечает водяная помпа, всасывающая воду через водозаборник в верхней части и выталкивающая ее через два сопла, расположенные в нижней части ранца, развивая при этом 40 килограмм тяги. Пловец управляет тягой с помощью проводного ручного контроллера, а направление движения меняется с помощью положения тела. CudaJet позволяет пловцу не прилагая усилий разгоняться под водой до трех метров в секунду. Устройство рассчитано на максимальную глубину погружения 40 метров. Одной зарядки батареи в течение 75 минут хватает на 40 минут работы под водой. Базовая версия джетпака в интернет-магазине компании стоит 14 тысяч фунтов стерлингов. Помимо реактивных ранцев существует другой тип персональных летательных аппаратов — ховерборд. Он выглядит как летающая платформа, на которой пилот стоит во время полета. В 2019 году основатель компании Zapata, занимающейся разработкой персональных летательных аппаратов, пересек Ла-Манш на ховерборде собственной разработки.