Агентство перспективных оборонных разработок (DARPA) США объявило конкурс для компаний, осуществляющих космические запуски, в рамках которого они должны будут по два раза запустить на околоземную орбиту груз. Главная особенность конкурса заключается в том, что информация о полезной нагрузке, целевой орбите и космодроме будет раскрыта участникам лишь за несколько недель до запуска, а второй запуск должен произойти через несколько недель после первого. Главный приз составляет 10 миллионов долларов, сообщается на его сайте.
Одной из главных проблем индустрии космических запусков называют их высокую стоимость, из-за чего запуск своего аппарата могут себе позволить только относительно крупные компании и университеты. Но редко упоминается другая важная проблема — подготовка к космическим запускам занимает годы, в редких случаях месяцы, причем зачастую это происходит не из-за длительного срока создания самого спутника, а из-за оператора запуска. В особенности это касается запуска малых спутников, владельцам которых обычно приходится подстраиваться под дату запуска большого спутника, служащего основной полезной нагрузкой.
DARPA объявило конкурс для компаний, запускающих небольшие аппараты (массой до тонны), призванный решить эту проблему. Сначала компании-кандидаты должны пройти квалификацию для участия в конкурсе. Для этого команды должны до 15 октября подать заявку и получить одобрение Федерального управления гражданской авиации США (FAA). За пройденную квалификацию команда получит 400 тысяч долларов. Скорее всего, в конкурсе смогут участвовать всего несколько компаний, осуществляющих космические запуски, в том числе ULA, Orbital ATK, SpaceX и американо-новозеландская компания Rocket Lab.
Сам конкурс будет состоять из двух этапов, которые пройдут в конце 2019 года. Изначально команда будет знать только примерные данные об орбите и базовую информацию о запускаемом аппарате, например, интерфейсах. Вся важнейшая информация, такая, как масса нагрузки, ее конфигурация и точные параметры целевой орбиты, будет раскрыта за несколько недель до запуска. Космодром, откуда будет проходить запуск, также будет назван только за несколько недель. Единственное, что будут знать команды — космодром будет выбран из числа лицензированных FAA.
После получения информации о параметрах и дате запуска компания должна будет запустить на заданную орбиту предоставленный спутник. Если запуск признают успешным, компания получит два миллиона долларов и разрешение на второй запуск в течение нескольких недель после этого. Команды, успешно выполнившие оба запуска будут распределены по массе нагрузки, а также времени и точности запуска и трое из них получат призы в 10, 9 и 8 миллионов долларов, в соответствии с занятым местом.
Стоит отметить, что конкурсы DARPA нередко приводят к заметному прогрессу в соответствующей области техники. Например, победитель одного из конкурсов агентства по созданию беспилотных автомобилей Себастьян Трун (Sebastian Thrun) впоследствии возглавил проект беспилотных автомобилей Google. Сегодня проект выделен в отдельную компанию Waymo, беспилотные автомобили которой считаются самыми самостоятельными.
Компания SpaceX также планирует значительно снизить время запуска своих ракет. После первого повторного использования первой ступени ракеты Falcon 9 глава компании Илон Маск заявил, что следующая цель SpaceX — повторный запуск одной и той же первой ступени в течение суток.
Григорий Копиев