Австралийское подразделение британской компании BAE Systems в апреле 2018 года приступило к модернизации загоризонтной радиолокационной станции JORN, два основных комплекса которой расположены в Лонгриче в Квинсленде и Лейвертоне в Западной Австралии. Как пишет Aviation Week, работы, на которые будет потрачен один миллиард австралийских долларов (769 миллионов долларов США), планируется завершить в 2024 году. Благодаря модернизации радиолокационная станция сможет обнаруживать малоразмерные объекты в ночное время.
Загоризонтные радары, в отличие от обычных радиолокационных станций, используют эффект отражения коротких радиоволн (от трех до 30 мегагерц) от ионосферы Земли. Это позволяет им «видеть» различные цели за радиогоризонтом на расстоянии нескольких тысяч километров. Отражение излученных радиоволн напрямую зависит от состояния ионосферы, поэтому загоризонтные радары имеют собственные станции контроля состояния ионизированного слоя атмосферы планеты. Получая данные от таких станций контроля, радары постоянно ведут подстройку частоты излучения.
В ночное время степень ионизации ионосферы падает, и излучение с меньшей длиной перестает отражаться. При этом хорошо отражается излучение с большой длиной волны. По этой причине ночью загоризонтные радары переключаются на излучение в диапазоне ближе к трем мегагерцам с длиной волны до ста метров. Это позволяет продолжать дальний контроль воздушного пространства, но существенно снижает разрешающую способность радаров, делая их практически «слепыми» к беспилотникам, крылатым ракетам и небольшим самолетам.
Тендер на разработку систем модернизации для радиолокационной станции JORN был объявлен в 2016 году. Помимо BAE Systems участие в нем принял консорциум американской компании Lockheed Martin и австралийской DST Group. По данным BAE Systems, разработка комплектов модернизации для австралийской радиолокационной станции уже завершилась. В проекте также принимают участие австралийские Университет Флиндерса, Университет Аделаиды и Университет Южной Австралии. Другие подробности о проекте не раскрываются.
Австралийский загоризонтный радар JORN, помимо двух основных комплексов, включает в себя контрольную станцию на авиабазе ВВС «Эдинбург» в Южной Австралии, 12 вертикальных ионозондов, установленных в разных точках Австралии, и семь приемо-передающих станций. У последних принимающие и передающие установки разнесены друг от друга на существенные расстояния, чтобы избежать самовозбуждения. В настоящее время JORN работает на уменьшенной мощности и способен «видеть» на дальность до четырех тысяч километров.
JORN обеспечивает обзор от севера Австралии до Явы, Ириан-Джайи, Папуа Новой Гвинеи, Соломоновых Островов и побережья Сингапура. На полной мощности дальность обзора может достигать 5,5 тысячи километров, что позволяет «видеть» воздушные цели над частью территории Китая. Разрешающая способность радара позволяет ему в дневное время обнаруживать взлетающий малый турбовинтовой самолет Cessna 172 в Восточном Тиморе на удалении 2,6 тысячи километров.
В марте текущего года французская компания Onera приступила к испытаниям прототипа загоризонтной радиолокационной станции, которую в будущем планируется использовать для обнаружения пусков баллистических ракет, сопровождения баллистических целей и расчета точки их падения. Новая разработка получила название DRTLP. Проходящая испытания станция является демонстратором технологий, выполненном в масштабе 1 к 8. Радар имеет в высоту 20 метров. Он установлен на ракетном исследовательском полигоне в Бискароссе на юго-западе Франции.
На первом этапе станцию проверят на возможность обнаруживать баллистические цели и рассчитывать точки их падения. Позднее разработчики планируют проверить станцию на возможность обнаружения и сопровождения спутников. Другие подробности о радаре и проводящихся испытаниях не раскрываются. По завершении проверок Генеральная дирекция по вооружению Франции, контролирующая программы разработки и закупки военной техники, примет решение о производстве полноразмерного радара.
Василий Сычёв
Первый вновь изготовленный бомбардировщик Ту-160М поднялся в небо. Как сообщает «Ростех», его первый полет проходил на высоте 600 метров и длился около 30 минут. За это время экипаж успел проверить устойчивость и управляемость самолета в воздухе.