Американская компания Sierra Nevada, занимающаяся разработкой многоразового космоплана Dream Chaser, приступила к защите технического проекта этого аппарата. Как пишет Aviation Week, защитить проект космоплана планируется к июлю 2018 года. Одновременно с защитой проекта разработчик занялся и сборкой первого орбитального образца аппарата, который в 2020 году сможет выполнить первый космический полет.
Защита проекта предполагает предоставление представителям заказчика обоснований всех принятых при разработке той или иной техники решений. Этот этап может занимать несколько месяцев в зависимости от сложности конечной разработки. При этом по мере защиты заказчик может вносить корректировки в проект и отвергать какие-либо дорогостоящие, сложные или неоправданные решения.
В начале февраля 2018 года стало известно, что NASA, выступающее основным заказчиком космоплана Dream Chaser, провело предварительное рассмотрение технического проекта и одобрило его. Тогда же агентство назначило первый полет челнока к Международной космической станции на 2020 год.
Теперь в Sierra Nevada заявили, что полет Dream Chaser в 2020 году станет первым космическим полетом в рамках программы разработки аппарата и первой доставкой грузов на Международную космическую станцию с его помощью. Во время этой миссии на борту аппарата будет находиться дополнительное топливо, необходимое для проведения проверок космоплана за пределами атмосферы.
К настоящему времени Sierra Nevada собрала часть корпуса космоплана. Теперь она ожидает поставки от американской компании Lockheed Martin, выступающей субподрядчиком в проекте, защитных панелей планера и легкого композитного силового каркаса аппарата. Когда именно планируется завершить сборку первого орбитального образца Dream Chaser, пока неизвестно.
Сегодня уже существует один летный образец Dream Chaser, однако он не может считаться полноценным космопланом, поскольку не приспособлен для полетов в безвоздушном пространстве. Этот демонстратор технологий используется для летных испытаний в атмосфере Земли в режимах снижения, планирования и посадки.
Dream Chaser конструктивно основан на проекте космоплана HL-20, разработка которого велась в 1990-х годах. Новый космоплан получил складное крыло. Благодаря этому техническому решению его можно закрепить не на корпусе ракеты-носителя, а разместить внутри головного обтекателя. Это дает выигрыш при балансировке носителя и позволяет сэкономить топливо при старте за счет снижения лобового сопротивления.
Максимальная взлетная масса Dream Chaser составляет 11,3 тонны. Аппарат имеет в длину девять метров и размах крыла семь метров. Предполагается, что космоплан можно будет выводить в космос на разных ракетах-носителях, включая Atlas V, Delta IV и Falcon Heavy. Аппарат сможет доставлять на МКС 5,5 тонны груза и возвращать на Землю до двух тонн.
Василий Сычёв
Starship стал еще выше за счет промежуточного отсека для «горячей» расстыковки
5 сентября на космодроме Starbase в Техасе SpaceX произвела установку прототипа корабля Starship S25 на вершину ускорителя Super Heavy B9, сообщается в твиттере компании. Оба прототипа будут участвовать во втором испытательном полете ракеты Starship, который, как ожидается, состоится в ближайшее время. По словам Илона Маска, сейчас компания ожидает разрешения на запуск от Федерального управления гражданской авиации США. После первого запуска 120-метровой ракеты Starship, который состоялся в апреле этого года и закончился взрывом (читайте об этом в нашем материале «Она рванула»), компания провела серьезную модернизацию стартовой инфраструктуры. Чтобы избежать разброса камней и образования под стартовым столом огромного кратера от работающих двигателей первой ступени, как это произошло при первом запуске, под ним установили стальную пластину со множеством отверстий, через которые распыляется большой объем воды. Работа системы напоминает направленный вверх и в стороны гигантский душ. Ракета также претерпела модернизацию — в конструкцию ускорителя Super Heavy B9 внесено более тысячи изменений в сравнении с предшественником B7. Самым существенным изменением стал установленный на вершине ускорителя промежуточный отсек для расстыковки ступеней по «горячей» схеме, которая предполагает запуск двигателей второй ступени в момент, когда она еще не отделилась от первой. Внутри отсека находится тепловой экран, который вместе с перфорированными боковыми стенками призван защитить ускоритель, отводя раскаленные газы наружу. 5 сентября на космодроме Starbase в Техасе прототип корабля Starship S25 был установлен на вершину уже находящегося на стартовом столе ускорителя Super Heavy B9 с помощью крана, прозванного «Mechazilla». За счет промежуточного отсека, установленного между ускорителем и кораблем, ракета стала выше на пару метров, побив собственный 120-метровый рекорд. По словам Илона Маска, Starship готов к запуску, однако необходимо дождаться разрешения от Федерального управления по гражданской авиации США (FAA). Ранее SpaceX уже получила лицензию на связь со Starship от Федеральной комиссии по связи (FCC), которая будет действовать с 7 сентября 2023 года по 23 февраля 2024 года. Кроме этого были проведены огневые испытания прототипов корабля и ускорителя. Таким образом SpaceX завершила основные этапы подготовки ко второй попытке запуска Starship на орбиту.