Подвиды чудной райской птицы оказались отдельными видами

Американские орнитологи подтвердили, что подвиды чу́дной райской птицы (Lophorina superba niedda и Lophorina superba superba) на самом деле являются отдельными видами — Lophorina niedda и Lophorina superba, сообщается в PeerJ. Исследователи убедились в этом, проанализировав брачные танцы и песни самцов во время ухаживания.

Семейство райских птиц (Paradisaeidae) насчитывает 15 родов и, по разным оценкам, от 42 до 45 видов, большинство из которых обитает на острове Новая Гвинея, на востоке Индонезии и в Восточной Австралии. Один из представителей семейства — чу́дная райская птица (Lophorina superba) — живет на острове Новая Гвинея. Самцы этих небольших птиц угольно-черные с зелено-синими перьями на грудке, радужно-зеленой «шапочкой» и длинными перьями на спине. Во время брачного танца они распускают спинные перья веером.

До недавнего времени орнитологи выделяли пять подвидов чу́дных райских птиц, которые живут обособленными популяциями в разных частях острова. Но недавно, по результатам генетических исследований ученые предложили выделить три вида чу́дных райских птиц, L.superba, L.niedda и L.minor. Ниедды отличаются от других чу́дных райских птиц и по фенотипу: ухаживание самцов ниедд не слишком похоже на брачный ритуал остальных групп. Однако до сих пор орнитологи не анализировали брачные танцы и песни разных подвидов (или видов) чу́дных райских птиц.

Американские орнитологи Эдвин Шоулз (Edwin Scholes) из Корнелского университета и Тимоти Ламан (Timothy Laman) из Гарварда решили заполнить этот пробел. Они изучили ухаживание у двух групп чу́дных райских птиц — L.superba и L.niedda. В результате авторы пришли к выводу, что суперба и ниедда относятся к разным видам не только генетически, но и по фенотипу.

Во время ухаживания у самцов этих птиц отличаются и танцевальные «па», и вокализация, и демонстрация оперения. Так, ниедды по сравнению с супербами не так высоко поднимают голову и отклоняются назад, чтобы показать разноцветные перья на груди. Также они не полностью разворачивают «веер» из перьев на спине и издают короткие резкие звуки, похожие на свист, в то время как супербы издают серии скрипучих криков. «После того, как вы увидите как выглядят и ведут себя в дикой природе разные формы чу́дных птиц, у вас не останется сомнений, что это разные виды, — говорит Эдвин Шоулз, — Брачные танцы — разные, вокализации — разные, самки тоже выглядят по-разному. Отличается даже то, как самцы демонстрируют перья».

Недавно ученые показали, что причиной возникновения новых черт и последующего разделения видов могут быть предпочтения самок. Яркость или обычность разных признаков, которые встречаются у родственных групп, появляется в результате взаимодействия «обычного» и полового отбора.

Долгую учебу связали с замедлением когнитивного спада при семейной болезни Альцгеймера