Ученые из Великобритании и США изучили связь между предпочтением к вечерне-ночному образу жизни и риском смерти от различных заболеваний на масштабной выборке UK Biobank из почти полумиллиона британцев. Исследователи выяснили, что в течение 6,5 лет наблюдений от различных причин чаще умирали «совы». Статья опубликована в журнале Chronobiology International.
Характер суточной активности человека определяется хронотипом — наиболее свойственными ему циркадными ритмами, или циклами сна и бодрствования. Условно людей принято делить на два хронотипа: «совы» и «жаворонки». Первые лучше работают во второй половине дня, поздно ложатся и поздно встают. Вторые эффективнее в начале дня, а к вечеру у них появляется сонливость. Иногда также выделяют и «голубей»: они встают чуть позже «жаворонков», но ложатся раньше «сов».
Активность в современном мире больше подстроена под «жаворонков»: рабочий и учебный день начинается достаточно рано, что делает некоторые задачи сложнее для «сов». Постоянный недосып, вызванный необходимостью рано вставать, приводит к появлению так называемого «социального джетлага»; Недавно, например, ученые выяснили, что из-за раннего начала занятий в университетах те, кто предпочитают вести более вечерне-ночной образ жизни, получают оценки хуже. При этом «совы» считаются социальнее более «ранних» хронотипов, которые предпочитают, в основном, общаться только со знакомыми.
Необходимость подстраиваться под утренне-дневную деятельность может негативно сказаться и на здоровье «сов». Предпочтение вечерне-ночного образа жизни в мире с более «утренним» расписанием, связано с риском развития сердечно-сосудистых заболеваний, заболеваний пищеварительной системы, а также может привести к повышению риска развития психических расстройств. Кристен Натсон (Kristen Knutson) из Северо-западного университета в Чикаго и Малкольм фон Шнатц (Malcolm von Schnatz) из Университета Суррея решили проверить, как хронотип связан с повышением риска смерти от различных причин, в особенности — от сердечно-сосудистых заболеваний.
Анализ корреляции между хронотипом (его определяли по шкале от 1 до 4, где 1 — «точно утренний», а 4 — «точно вечерний») и смертью в течение 6,5 лет от начала наблюдений провели на выборке из 433268 британцев в возрасте от 37 до 73 лет. Для анализа также были собраны данные о поле, расе, индексе массы тела, наличии заболеваний и курении участников, а также о том, сколько часов в сутки они спят.
Результаты анализа на связь между хронотипом и распространением различных заболеваний показали, что среди «сов» значительно (p < 0,001) больше распространены психологические заболевания, диабет, заболевания желудочно-кишечного тракта и дыхательной системы.
За время наблюдения было зафиксировано 10534 случая смерти, из которых 2127 — от сердечно-сосудистых заболеваний. По сравнению с «точно утренними» участниками риск смерти от всех причин был значительно (p = 0,012) выше для «сов»; это же касается повышенной смертности от сердечно-сосудистых заболеваний (p = 0,037).
Ученые отмечают, что их работа — это первое масштабное исследование связи между хронотипом человека и риском смерти от различных естественных причин. В дальнейшем необходимо провести больше исследований, которые смогут помочь определить физиологические причины подобной связи.
В прошлом году Нобелевская премия по физиологии и медицине была вручена за исследование циркадных ритмов на примере плодовой мушки Drosophila melanogaster. Ученые открыли ген и белок period, концентрация которого колеблется с периодичностью 24 часа и определяет работу «биологических часов» животного. Подробнее об этом вы можете прочитать в нашем материале «Ход часов лишь однозвучный».
Елизавета Ивтушок