Эмоционально окрашенные стимулы влияют на эффективное пополнение словарного запаса, сообщается в статье, опубликованной в журнале Frontiers in Psychology. Это выяснили китайские ученые, которые проследили за тем, как хорошо студенты-китайцы запоминают слова на неизвестном им языке под влиянием различных эмоций.
Эмоции играют важную роль в регуляции некоторых когнитивных процессов, например, использовании рабочей памяти и принятии решений. Важной составляющей эмоциональных стимулов является то, насколько они возбуждающие (в англоязычной литературе для этого используется термин emotional arousal) — то есть насколько хорошо они могут взволновать или, наоборот, успокоить. Считается, что стимулы с высоким уровнем эмоциональной возбуждаемости сильнее влияют на когнитивный процесс. Это касается и обработки языка. Например, эксперименты с использованием вызванных потенциалов показали, что слова с высоким уровнем эмоциональной возбуждаемости обрабатываются быстрее вне зависимости от их валентности (от такого, какие эмоции — позитивные или негативные — они вызывают): то есть, например, негативное слово «рыдание» будет обрабатываться быстрее, чем менее эмоциональное негативное слово «апатия».
Роль, которую эмоциональные стимулы играют в процессе пополнения словарного запаса, однако, до сих пор неясна. Авторы новой работы под руководством Даньлин Пэн (Danling Peng) из Пекинского педагогического университета провели исследование, в котором приняли участие 20 студентов-китайцев: каждому из них нужно было выучить 18 слов на неизвестном им языке — корейском. В ходе эксперимента участникам показывали картинки, направленные на то, чтобы вызвать у них определенное эмоциональное состояние: позитивное, негативное или нейтральное. Например, участникам могли показывать фотографию щенков для того, чтобы вызвать у них позитивные эмоции. После этого студентам показывали начертание слова на корейском и изображение соответствующего ему объекта. Добровольцам, таким образом, необходимо было выучить слово в виде пары картинка и символ на хангыле, а затем — оценить одушевленность объекта с целью показать, запомнили они слово или нет. После каждого слова участников также просили оценить свое эмоциональное состояние по шкале от 1 до 9 (где 1 — наиболее отрицательное, а 9 — наиболее положительное): эту информацию использовали, чтобы убедиться, что использованные стимулы влияют на эмоциональное состояние участников.
Одушевленность объекта была выбрана в качестве показателя эффективности обучения не случайно. Эмоциональная окраска слова может повлиять на его обработку совместно с эмоциональной окраской предшествующего стимула: именно поэтому участникам необходимо было запомнить не значение слова, а его грамматическую категорию.
Процесс обучения был разбит на четыре одинаковые фазы: в конце каждой из них эффективность закрепления нового слова должна быть выше. Ученые выяснили, что влияние эмоционального стимула на эффективность обучения выше для первых двух фаз обучения (p = 0,02): участники лучше запоминали слова после позитивно окрашенных стимулов в первой фазе обучения и после негативно окрашенных — во второй. На последние две фазы обучения эмоциональный стимул не повлиял.
Ученые, таким образом, показали, что эмоциональная возбудимость играет важную роль в процессе запоминания новых слов. Кроме того, этот эффект динамичен: он не только снижается со временем и почти не проявляется в процессе закрепления информации, но и меняется в зависимости от фазы обучения.
Формирование словарного запаса — важная часть когнитивного развития. Недавно ученые выяснили, что связывать звучание слова с его значением младенцы учатся уже в возрасте шести месяцев, а закрепление информации происходит во время фазы неглубокого сна.
Елизавета Ивтушок
Потенциальная надпись, возможно, содержится на свинцовой пластинке
Группа ученых опубликовала результаты исследования миниатюрной свинцовой пластинки, которую авторы работы интерпретируют как defixio. Они утверждают, что на этом артефакте, возраст которого оценили как минимум в 3200 лет, содержится древнейшая палеоеврейская надпись, содержащая самое раннее упоминание бога Яхве и проклятия. Однако статья, опубликованная в журнале Heritage Science, не убедила критиков подобного прочтения текста и интерпретации находки, о чем рассказало издание Times of Israel.