Эмоциональное состояние повлияло на запоминание новых слов

Схематичное изображение каждого экспериментального блока

Peng et al. / Frontiers in Psychology 2018

Эмоционально окрашенные стимулы влияют на эффективное пополнение словарного запаса, сообщается в статье, опубликованной в журнале Frontiers in Psychology. Это выяснили китайские ученые, которые проследили за тем, как хорошо студенты-китайцы запоминают слова на неизвестном им языке под влиянием различных эмоций.

Эмоции играют важную роль в регуляции некоторых когнитивных процессов, например, использовании рабочей памяти и принятии решений. Важной составляющей эмоциональных стимулов является то, насколько они возбуждающие (в англоязычной литературе для этого используется термин emotional arousal) — то есть насколько хорошо они могут взволновать или, наоборот, успокоить. Считается, что стимулы с высоким уровнем эмоциональной возбуждаемости сильнее влияют на когнитивный процесс. Это касается и обработки языка. Например, эксперименты с использованием вызванных потенциалов показали, что слова с высоким уровнем эмоциональной возбуждаемости обрабатываются быстрее вне зависимости от их валентности (от такого, какие эмоции — позитивные или негативные — они вызывают): то есть, например, негативное слово «рыдание» будет обрабатываться быстрее, чем менее эмоциональное негативное слово «апатия».

Роль, которую эмоциональные стимулы играют в процессе пополнения словарного запаса, однако, до сих пор неясна. Авторы новой работы под руководством Даньлин Пэн (Danling Peng) из Пекинского педагогического университета провели исследование, в котором приняли участие 20 студентов-китайцев: каждому из них нужно было выучить 18 слов на неизвестном им языке — корейском. В ходе эксперимента участникам показывали картинки, направленные на то, чтобы вызвать у них определенное эмоциональное состояние: позитивное, негативное или нейтральное. Например, участникам могли показывать фотографию щенков для того, чтобы вызвать у них позитивные эмоции. После этого студентам показывали начертание слова на корейском и изображение соответствующего ему объекта. Добровольцам, таким образом, необходимо было выучить слово в виде пары картинка и символ на хангыле, а затем — оценить одушевленность объекта с целью показать, запомнили они слово или нет. После каждого слова участников также просили оценить свое эмоциональное состояние по шкале от 1 до 9 (где 1 — наиболее отрицательное, а 9 — наиболее положительное): эту информацию использовали, чтобы убедиться, что использованные стимулы влияют на эмоциональное состояние участников.

Одушевленность объекта была выбрана в качестве показателя эффективности обучения не случайно. Эмоциональная окраска слова может повлиять на его обработку совместно с эмоциональной окраской предшествующего стимула: именно поэтому участникам необходимо было запомнить не значение слова, а его грамматическую категорию.

Процесс обучения был разбит на четыре одинаковые фазы: в конце каждой из них эффективность закрепления нового слова должна быть выше. Ученые выяснили, что влияние эмоционального стимула на эффективность обучения выше для первых двух фаз обучения (p = 0,02): участники лучше запоминали слова после позитивно окрашенных стимулов в первой фазе обучения и после негативно окрашенных — во второй. На последние две фазы обучения эмоциональный стимул не повлиял.

Ученые, таким образом, показали, что эмоциональная возбудимость играет важную роль в процессе запоминания новых слов. Кроме того, этот эффект динамичен: он не только снижается со временем и почти не проявляется в процессе закрепления информации, но и меняется в зависимости от фазы обучения.

Формирование словарного запаса — важная часть когнитивного развития. Недавно ученые выяснили, что связывать звучание слова с его значением младенцы учатся уже в возрасте шести месяцев, а закрепление информации происходит во время фазы неглубокого сна.

Елизавета Ивтушок

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.