Астрономы разглядели у молодых звезд разные по форме и структуре околозвездные диски

Астрономы при помощи инструмента SPHERE, установленного на телескопе VLT, смогли получить достаточно четкие изображения околозвездных дисков вокруг близко расположенных к нам молодых звезд, что позволяет понять их эволюцию и механизмы образования планет. Статьи будут опубликованы в журналах Astronomy & Astrophysics и Astrophysical Journal, кратко о результатах работ рассказывается в пресс-релизе на сайте ESO.

Планетные системы, такие как наша Солнечная система, образуются из околозвездного диска вокруг молодой звезды. Обычно он состоит из пыли, газа, астероидов, планетезималей и обломков, которые образуются при столкновениях тел в диске. Околозвездные диски имеют самые разные формы и размеры, в некоторых из них можно заметить яркие или темные кольца, слои или другие детали. Изучение подобных объектов позволяет понять механизмы, управляющие образованием звезд и планетных систем вокруг них, а также выявить связь между свойствами диска и формированием в нем планет.

В новых работах представлены изображения околозвездных дисков, полученные при помощи приемника SPHERE, смонтированного на телескопе VLT в Чили. Его основная цель — получать изображения экзопланет методом прямых изображений, для этой цели свет от звезды блокируется. Эта же техника позволяет получать и изображения околозвездных дисков с хорошим разрешением, что позволяет выявить детали их строения. Большинство снимков были получены в рамках обзора DARTTS-S (Disks Around T Tauri Stars with SPHERE), расстояние до наблюдавшихся объектов колеблется от 230 до 550 световых лет от Земли.

Восемь молодых звезд, у которых наблюдались околозвездные диски, принадлежат к классу очень молодых (возрастом менее десяти миллионов лет), переменных звезд типа Т Тельца. Размеры этих дисков колеблются от 80 до 400 астрономических единиц. Еще один диск, видимый с ребра, располагается вокруг видимого с ребра диска вокруг красного карлика М-класса GSC 07396-00759, входящего в двойную звездную систему. Этот диск выглядит более старым, чем аналогичный диск вокруг звезды типа T Tельца, которая является компаньоном карлика, хотя возраст звезд одинаковый. Пока эта разница не имеет четкого объяснения и является еще одной причиной для наблюдений подобных объектов.

Ранее мы рассказывали о том, как пылевые ловушки в протопланетном диске могут создаваться протопланетами, как искусственный интеллект научили искать протопланетные диски и как «Хаббл» помог изучить структуру остаточного диска у далекой звезды.

Гамма-телескоп «Ферми» увидел самый далекий сверхдлинный гамма-всплеск