Астрономы обнаружили систему из двух коричневых карликов. Или коричневого карлика и гигантской планеты

Астрономы обнаружили субзвездную систему, которая может состоять из двух коричневых карликов или из коричневого карлика и супернептуна. Открытие удалось сделать благодаря гравитационному микролинзированию, сообщается в препринте на сайте ArXiv.org.

Гравитационные линзы часто используются исследователями для изучения далеких объектов. Когда массивный астрономический объект проходит между Землей и фоновым источником, свет от последнего искажается и усиливается. Существенно искривить направление распространения электромагнитного излучения способны массивные «линзы», вроде галактических скоплений. Однако компактные небесные тела, такие как звезды, тоже фокусируют часть света, и это часто используется для обнаружения тусклых объектов, например экзопланет. Подобное явление называют микролинзированием.

Международная команда астрономов под руководством Сатоши Миядзаки (Satoshi Miyazaki) проанализировала событие MOA-2015-BLG-337, впервые зарегистрированное телескопом MOA-II в Университетской обсерватории Маунт Джон. Благодаря гравитационному микролинзированию ученые обнаружили систему MOA-2015-BLG-337L, состоящую, как минимум, из одного коричневого карлика. Коричневые карлики считаются субзвездами, так как их масса слишком велика для планет, но недостаточна для поддержания термоядерного горения водорода.

Чтобы определить второй компонент, исследователи построили несколько моделей, основанных на кривой блеска. В итоге астрономы получили два разных результата, которые хорошо объясняют полученные данные. Согласно первому сценарию, MOA-2015-BLG-337L состоит из коричневого карлика с массой между 6,3 и 29,3 масс Юпитера, вокруг которой вращается супернептун с массой от 21,6 до 100,7 масс Земли. В этом случае расстояние между небесными телами должно составить около 0,25 астрономических единиц (то есть расстояний между нашей планетой и Солнцем). Второй сценарий говорит о том, что наблюдаемая система — это два коричневых карлика с массами 64-78 масс Юпитера и 11,4-18,3 масс Юпитера. Тогда объекты могут находиться на удалении 0,19-3,3 астрономических единиц друг от друга.

Пока что ученые не могут выбрать более предпочтительное объяснение, однако если гипотеза о планете-компаньоне окажется верной, то MOA-2015-BLG-337L станет одной из немногих систем, где соотношение масс между планетой и материнским телом крайне невелико. Астрономы надеются, что в будущем такие обзоры как PRime-focus Infrared Microlensing Experiment (PRIME) помогут выяснить, как часто у коричневых карликов встречаются планеты.

Недавно астрономы обнаружили другую необычную систему, состоящую из двойной звезды, вокруг одной из которых вращаются коричневый карлик и горячий юпитер. Как она образовалась, ученым также не ясно.

Яркое пятно и темный вихрь на Нептуне оказались на аналогичной высоте