Исследователи из Великобритании создали пластырь с датчиком, позволяющий неинвазивно проводить постоянные измерения концентрации глюкозы в тканевой жидкости человека. Работоспособность сенсора была проверена с помощью тестов на людях, сообщают авторы в журнале Nature Nanotechnology.
Больные сахарным диабетом вынуждены постоянно отслеживать уровень глюкозы в крови, потому что он может сильно повышаться из-за недостаточной выработки инсулина. Как правило, для этого используются глюкометр, который забирает каплю крови из пальца и показывает уровень глюкозы. Поскольку забор крови несколько раз в день — это неудобно и болезненно, исследователи давно работают над созданием неинвазивных, но достаточно точных способов определения уровня глюкозы.
Группа исследователей под руководством Аделины Илие (Adelina Ilie) из Университета Бат разработала пластырь с датчиком, который измеряет концентрацию глюкозы в тканевой жидкости человека, находящейся между клетками волосяных фолликул, и тем самым не требует прокола кожи для забора крови.
Рабочая зона пластыря состоит из четырех датчиков. Пластырь прикрепляется на кожу, и из-за высокой плотности волос хотя бы один из его датчиков с большой вероятностью оказывается над волосяным фолликулом. Датчик с помощью электроосмоса захватывает тканевую жидкость в небольшую камеру с гидрогелем, что позволяет проводить измерения глюкозы в организме без калибровки. Принцип обнаружения глюкозы основан на том, что в гидрогеле содержится глюкозооксидаза, которая реагирует с глюкозой и образует, в том числе, пероксид водорода, который и обнаруживается сенсором.
Исследователи провели несколько тестов прототипов пластыря. Изначально они провели лабораторные испытания на свиной коже, которая по некоторым своим характеристикам близка к человеческой и в данном случае может выступать в качестве хорошей модели, предсказывающей аналогичные процессы. Убедившись в работоспособности устройства, исследователи испытали его на людях и подтвердили его способность непрерывно определять уровень сахара в крови на протяжении шести часов. Они планируют дорабатывать технологию для более продолжительного отслеживания, а также создали прототип с большим количеством сенсоров, но пока не испытывали его.
В прошлом году американские исследователи создали чернила для татуировок, которые реагируют на изменение состава тканевой жидкости и меняют цвет, в том числе, при изменении концентрации глюкозы. А корейские ученые создали и испытали на кролике умную линзу, которая определяет уровень глюкозы в слезе и при превышении порогового значения предупреждает об опасности с помощью встроенного светодиода.
Григорий Копиев
Он может влиять на развитие большой депрессии, ПТСР и нервной анорексии
Немецким ученым удалось обнаружить причинную связь синдрома дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) с такими серьезными психическими заболеваниями как нервная анорексия, большое депрессивное расстройство (БДР) и поcттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР), а также суицидальными попытками. Отчет о работе опубликован в журнале BMJ Mental Health. СДВГ представляет собой распространенное расстройство нейроразвития, которое проявляется в детском возрасте и примерно в половине случаев продолжается во взрослой жизни. Им страдают примерно пять процентов детей (1–7 процентов в зависимости от критериев диагностики). Связь СДВГ с разнообразными психическими расстройствами и суицидом хорошо известна, однако она обычно расценивается как коморбидность, поскольку причинную связь в этом случае подтвердить весьма сложно. Для поиска потенциальных причинно-следственных связей Криста Майзингер (Christa Meisinger) и Деннис Фройер (Dennis Freuer) из Аугсбургского университета воспользовались методом менделевской рандомизации, в котором переменными служат генетические варианты, характерные для изучаемых состояний. В данном случае в качестве причинного фактора рассматривали СДВГ, а в качестве исходов — каждое из семи наиболее распространенных и социально значимых психических расстройств: шизофрению, биполярное расстройство, БДР, ПТСР, нервную анорексию, тревожное расстройство и как минимум одну суицидальную попытку. Связанные с этими заболеваниями генетические варианты для основного анализа авторы работы брали из результатов полногеномного поиска ассоциаций (GWAS), которые содержатся в базах данных проекта iPSYCH и Консорциума по психиатрической геномике (PGC). Сначала эти данные использовали для поиска возможных связей СДВГ с каждым из семи заболеваний, затем — для поиска потенциальных эффектов, ответственных за эти связи. Для выявления и исключения статистических выбросов применяли итеративный подход, для оценки воспроизводимости результатов анализ проводили отдельно для всех доступных GWAS (максимум двух) по каждому заболеванию. Полученные данные объединили в общий пул и рассчитывали общие и прямые эффекты СДВГ однопараметрически и многопараметрически соответственно. Генетическая предрасположенность к СДВГ оказалась независимо связана с повышенным риском нервной анорексии — отношение шансов (ОШ) 1,28; 95-процентный ДИ 1,11–1.47; p = 0,001. С БДР связь оказалась двунаправленной, причем в прямом направлении (СДВГ как причинный фактор БДР) слабее, чем в обратном (БДР как причинный фактор СДВГ) — ОШ 1,09; 95-процентный ДИ 1,03–1,15; p = 0,003 против ОШ 1,76; 95-процентный ДИ 1,50–2,06; p = 4×10−12. После введения поправки на влияние БДР и других кофакторов обнаружилась прямая причинная связь СДВГ с ПТСР (ОШ 1,18; 95-процентный ДИ 1,05–1,33; p = 0,007) и попыткой суицида (ОШ 1,30; 95-процентный ДИ 1,16–1,547; p = 2×10−5). Признаков взаимосвязи СДВГ с шизофренией, биполярным расстройством и тревожностью исследователи не выявили. Таким образом, СДВГ служит независимым фактором риска развития БДР, ПТСР, нервной анорексии и суицидальных наклонностей. В силу этого в клинической практике необходим мониторинг пациентов с СДВГ на признаки этих заболеваний, чтобы при необходимости своевременно принять меры их профилактики, пишут авторы работы. В 2020 году СДВГ стал первым заболеванием, для лечения которого в США официально одобрили видеоигру. Двумя годами позже финские, британские и французские исследователи продемонстрировали, что VR-игра может помочь в диагностике этого расстройства.