Планирование именных групп при устной и жестовой речи требует работы одних и тех же нейронных коррелятов, говорится в статье, опубликованной в журнале Scientific Reports. Американские ученые, которые провели эксперимент с участием носителей английского языка, среди которых были как слабослышащие, так и люди без нарушений слуха.
Основной способ использования естественного языка — это устная речь, которая, со стороны и говорящего, и слушающего, требует работы слуховой и моторной системы (вокальной). Носители и пользователи жестовых языков для понимания и воспроизводства речи используют зрительную систему и моторную; и вокальная, и жестовая артикуляция требуют работы моторной коры, но локально они активируются по-разному.
Несмотря на то, что средства получения и воспроизводства речи отличаются для устной и жестовой речи, в их обработку вовлечены те же участки мозга, которые нейробиологи относят к лобным и височным долям левого полушария. Язык, таким образом, считается латерализованным, то есть обрабатывается преимущественно одним полушарием (хотя, например, за семантическую обработку отвечает правое полушарие).
Тем не менее, до сих пор вовлеченность определенных нейронных коррелятов в процесс обработки языка людьми, получающими и передающими его по разным каналам, не изучалась. В своей новой работе группа ученых из Нью-Йоркского университета под руководством Лиины Пилкканен (Liina Pylkkänen) проследила за активацией нейронов речевых центров говорящих и слабослышащих людей, использующих жестовый язык, с помощью магнитоэнцефалографии.
В их эксперименте приняли участие 34 носителя английского языка: 15 слабослышащих, с детства использующих американский жестовый язык (American sign language, сокращенно ASL), и 19 носителей с нормальным слухом. В ходе эксперимента участникам показывали изображения предметов и просили назвать сам предмет и его цвет — используя жесты или же устную речь. Ученых, таким образом, интересовала активность мозга говорящих и жестикулирующих во время производства целых именных групп, состоящих из существительного и прилагательного.
Исследователи выяснили, что во время производства фраз как при устной, так и при жестовой речи передняя височная доля, принимающая участие в обработке семантической оболочки слова, и вентромедиальная кора головного мозга, отвечающая за синтаксис, активируются одновременно: в промежутке от 150 до 200 и на 400-ой миллисекунде соответственно.
Планирование фраз, таким образом, происходит вне зависимости от доступных способов их производства и восприятия. Более того, производство и устной, и жестовой речи требует работы одних и тех же мозговых структур в один и тот же момент времени.
Жестовые аналоги есть у большинства известных языков. Немного о лингвистике и эволюции русского жестового языка вы можете узнать в нашем материале.
Елизавета Ивтушок
Непростой тест о человеческом общении
Сколько языков в среднем знает обычный человек? В большинстве случаев — только свой родной, чуть реже — два-три. Полиглот может похвастаться десятком, а какой-нибудь языковой вундеркинд — и парой десятков. Между тем в мире насчитывают тысячи языков и диалектов, включая исчезающие и вымершие. Но даже во вполне здравствующих языках несложно заблудиться. Попробуйте пройти наш тест, в котором нужно слушать, смотреть и читать на разных языках.