Национальное бюро кредитных историй (НБКИ) совместно с компанией Mail.Ru Group создало сервис по проверке информации о потенциальных заемщиках, доступной в социальных сетях, принадлежащих компании. Бюро, таким образом, сможет собирать и анализировать публичную информацию пользователей «ВКонтакте» и «Одноклассники», сообщает РБК.
Обычно от заемщиков по кредиту требуется предоставление максимально полной информации, которая может повлиять на решение предоставления средств: кредитная история, привлечение к уголовной ответственности, трудо- и платежеспособность. Нередко банки хотят получить и ту информацию, которую потенциальные заемщики не хотят предоставлять, но которая при этом считается общедоступной: например, информация из социальных сетей. Добычей таких данных иногда — по заказу самих кредиторов — занимаются сторонние технологические компании, позволяя не только получить информацию, которая может повлиять на решение выдавать кредит, но и, например, связаться с неконтактными должниками.
Сбор подобной информации нередко приводит к судебным искам от компаний, владеющих социальными сетями. Так, например, в прошлом году «ВКонтакте» подала в суд на московскую компанию «Дабл» (Double Data), которая занимается сбором и дальнейшим предоставлением информации пользователей НБКИ. Несмотря на заверения ответчика в том, что компания занимается сбором только общедоступной информации и не обращается к закрытой или уже удаленной, «ВКонтакте» апеллировала тем, что предоставляет своим пользователям защиту информации от посторонних лиц и не дает разрешения на ее использование. В ходе процесса НБКИ, также выступавщее в качестве ответчика, заключило с соцсетью соглашение о том, что впредь не будет использовать хранящуюся в ней информацию о потенциальных заемщиках.
Теперь НБКИ сможет использовать информацию из соцсетей, принадлежащих Mail.Ru Group, напрямую. Технологиями сбора и анализа данных займется сама компания, которая также обещает, что собираться, храниться и использоваться будет только общедоступная, открытая информация пользователей.
Интересно, что само НБКИ нередко оказывалось в центре судебных разбирательств — как раз из-за хранения данных, которые, по мнению Роскомнадзора, не относятся к общедоступным и не могут быть использованы без согласия пользователей. Как именно Mail.Ru Group будет добиваться согласия от потенциальных заемщиков на предоставление информации кредиторам, пока что не сообщается.
Информация, предоставляемая пользователями социальных сетей, используется и другими институтами. Например, недавно Госдепартамент США объявил о планах включить обязательную информацию, предоставляемую заявителем на получение визы, пять лет истории пользования социальными сетями: до этого подобная информация собиралась только с заявителей, в отношении которых требовалась тщательная проверка, например, тех, кто посещал страны с террористической активностью.
Елизавета Ивтушок
Чему искусственный интеллект может научиться у человеческого мозга
Человеческий мозг — самая сложная и эффективная вычислительная система, а воссоздание человеческого интеллекта было одной из величайших целей человечества во все времена. Сегодня инженеры Росатома вместе с учеными работают над созданием нейроморфных (то есть заимствующих подходы из биологии) систем искусственного интеллекта. Но разве нейросети уже не нейроморфные сами по себе? Оказывается, что нет. Вместе с научно-просветительской платформой Homo Science рассказываем, какие секреты биологического мозга ученые могут использовать для создания более быстрых, умных и обучаемых нейросетей.