Нейросеть нашла шесть тысяч новых кратеров на Луне

Нейросеть обнаружила шесть тысяч ранее не известных кратеров на Луне, сообщается в препринте на сайте Arxiv.org. Открытие поможет лучше понять историю происхождения спутника.

В отличие от Земли, Луна не обладает атмосферой, поэтому летящие к ней небесные тела не сгорают в газовой оболочке, а ударяются прямо о поверхность, оставляя разные по размеру следы. При этом из-за отсутствия атмосферы кратеры почти не подвергаются эрозии и остаются видны в течение сотен тысяч лет. Сегодня ученым известно более 10 тысяч кратеров, и они постоянно продолжают находить новые. Такие поиски обычно выполняются астрономами вручную, что занимает много времени, поэтому исследователи предложили автоматизировать процесс с помощью системы искусственного интеллекта.

Группа разработчиков под руководством Ари Силбурта (Ari Silburt) из Университета штата Пенсильвания для обнаружения кратеров использовала сверточную нейросеть. Данные для обучения были сгенерированы на основе карты возвышенностей, составленной орбитальной станцией Lunar Reconnaissance Orbiter. По мнению исследователей, это удобнее, чем обычные фотографии, так как в случае с картой возвышенностей на внешний вид кратера не влияет угол падения солнечных лучей.Для обучения использовались изображения разрешением 256×256 пикселей.

Тестирование на изображениях нового участка Луны показали, что компьютер способен смог обнаружить 92 процента кратеров в отсмотренном людьми наборе данных. Ручная проверка данных показала, что доля ложных распознаваний сигнала составляет 11 процентов. Кроме того, нейросеть открыла около шести тысяч ранее неизвестных кратеров. Новые данные помогут лучше изучить историю формирования Солнечной системы и спутника Земли.

Алгоритмы искусственного интеллекта все чаще используются астрономами. Например, с их помощью ученые предложили предсказывать орбиты потенциально опасных комет. Кроме того, компьютер уже использовался для определения состава  атмосфер экзопланет и отслеживания движения звезд в галактике.

«Джеймс Уэбб» рассмотрел планетарную туманность Кольцо