Мумия «инопланетянина» из Атакамы оказалась останками больного младенца

Генетики изучили атакамскую мумию и установили, что это останки младенца с многочисленными генетическими нарушениями, сообщается в Genome Research. После находки крошечной мумии с головой конической формы в начале века высказывалось много версий о ее происхождении — о том, что это останки деформированного человеческого зародыша, человекообразного примата и даже инопланетянина.

Мумия странного существа была найдена в 2003 году в пустыне Атакама, в заброшенном чилийском городе Ла Нория, который был основан рядом с крупнейшими месторождениями нитрата натрия незадолго до Первой мировой войны. Длина найденного скелета составляла около 15 сантиметров, у него было десять пар ребер вместо обычных человеческих 12 пар и сильно деформированный вытянутый череп. О происхождении атакамской мумии, которую прозвали «Ата», высказывались разные версии. Например, создатели фильма «Сириус» были уверены в неземном происхождении останков.

Чилийский коллекционер индейских артефактов, нашедший мумию, вскоре после находки ее продал, затем останки были вновь перепроданы и, в конце концов, осели в коллекции испанского бизнесмена Рамона Навиа-Осорио (Ramón Navia-Osorio). Несколько лет назад владелец разрешил американскому уфологу Стивену Гриру (Steven Greer), одному из создателей фильма «Сириус», проанализировать мумию с помощью компьютерной томографии и рентгеновского исследования, а генетику из Стенфордского университета Гарри Нолану (Garry Nolan) взять образцы костного мозга для анализа ДНК. Сканирование показало, что, судя по развитию костей, мумия принадлежала 6-8-летнему ребенку. А частично отсеквенированный геном показал, что мумия определенно принадлежала человеку, причем останки были не старше нескольких десятилетий. Для сравнения исследователи использовали геномы других людей и приматов, в том числе шимпанзе и макак-резусов. Более того, у мумии была митохондриальная гаплогруппа В2. Это значило, что мать ребенка была по происхождению из Южной Америки.

В новом исследовании американские генетики под руководством Нолана отсеквенировали геном «Аты» полностью, надеясь найти возможные мутации, которые повлияли на неправильное развитие ребенка. Также исследователи хотели более точно определить выяснить происхождение и пол мумии.

Оказалось, что ребенок, скорее всего, происходил из Чили. Он был генетически похож на европейцев, жителей Восточной Азии и уроженцев Анд. Такое сочетание, судя по предыдущим исследованиям, характерно для жителей Чили. Авторы статьи обнаружили в геноме мумии две Х хромосомы, то есть ребенок был девочкой. Кроме того, ученые нашли 64 мутации (в том числе неизвестные ранее) в семи генах, которые ассоциируются с нормальным развитием скелета и соединительных тканей. При мутациях в этих генах у человека могут развиться, в том числе, аномальное развитие ребер, врожденная летальная карликовость, пороки развития костей черепа, остеохондродисплазия (неправильное развитие хрящевой и костной ткани) и несовершенный остеогенез (повышенная хрупкость костей).

Исследователи замечают, что учитывая размеры мумии и серьезность обнаруженных нарушений, скорее всего ребенок родился раньше срока, возможно уже мертвым, или умер вскоре после рождения, а аномально «зрелые» для младенца кости, по которым авторы статьи определили ребенка в 6-8 лет, тоже были результатом мутаций. Хотя авторы статьи могут только гадать о причинах такого количества мутаций, они предполагают, что виноваты в них нитраты, которые, как было показано, серьезно повреждают ДНК. Учитывая то, что «Ату» нашли в заброшенном «нитратном» городе, эта причина кажется вполне вероятной.

Два года назад вблизи Филиппин на дрейфующей яхте была найдена мумия капитана судна. Необычным было не только место находки, но и то, что тело мумифицировалось всего за неделю. Результаты вскрытия показали, что мужчина умер от инфаркта за неделю до того, как его обнаружили.

В изначальной версии заметки была допущена фактическая ошибка: в описании мумии вместо 10 пар ребер были указаны пять пар. Редакция приносит свои извинения читателям.