Ученые не нашли следов ДНК современных людей в генах поздних неандертальцев

Ученые из восьми стран проанализировали геномы пяти неандертальцев, живших в Европе 39–47 тысяч лет назад, и выяснили, что европейская популяция отделилась от общего предка около 150 тысяч лет назад, сообщается в Nature. Незадолго до конца своей истории неандертальцы мигрировали либо из Западной Европы на Кавказ, либо наоборот. Интересно, что следов ДНК сапиенсов в геноме неандертальцев исследователи не нашли.

Анализ первых неандертальских геномов, которые удалось отсеквенировать (1, 2), показал, что неандертальцы скрещивались с людьми современного типа около 50-60 тысяч лет назад. По-видимому, это происходило на Ближнем Востоке, вскоре после того, как сапиенсы вышли из Африки. В результате, в ДНК у всех неафриканских популяций современных людей есть от одного до четырех процентов неандертальских генов. Позднее исследователи определили последовательность генома сапиенса, жившего на территории Румынии 39-42 тысячи лет назад, и обнаружили у него 6-9 процентов неандертальских генов; а от ближайшего неандертальского предка его отделяло от четырех до шести поколений. Стало понятно, что скрещивание людей современного типа и неандертальцев происходило не один раз. Однако, что в это время происходило с самими неандертальцами, жившими в Европе и Азии, было практически неизвестно.

Исследователи под руководством Сванте Пэабо (Svante Pääbo) и Джанет Келсо (Janet Kelso) из Института эволюционной антропологии общества Макса Планка решили восполнить пробел и проследить генетическую историю так называемых поздних неандертальцев, живших за несколько тысяч лет до вымирания вида. Ученые отсеквенировали геномы пяти неандертальцев, которые жили в Европе 39–47 тысяч лет назад. Их останки были найдены в Бельгии, Франции, Хорватии и России (на Кавказе). Полученные последовательности генетики сравнили с уже известными геномами неандертальцев и современных людей из разных популяций, а также с геномом денисовской девочки, и построили филогенетические деревья для митохондриальной (передается по материнской линии) и ядерной ДНК и отдельно для последовательности ДНК Y-хромосомы (передается по отцовской линии).

Оказалось, что европейские неандертальцы отделились от общего с другими популяциями предка, жившего на Алтае, около 150 тысяч лет назад. Также ученые выяснили, что люди скрещивались на Ближнем Востоке с неандертальцами, которые разделились с европейскими неандертальцами около 70 тысяч лет назад. Выяснилось, что генетическое сходство между неандертальцами можно предсказать по тому, где они жили. Как и современные люди, близкородственные неандертальцы тоже населяли соседние регионы. С другой стороны, оказалось, что в конце своей истории неандертальцы из Западной Европы мигрировали на Кавказ или наоборот. Интересно, что несмотря на то, что четверо из исследованных неандертальцев жили в то время, когда в Европе уже появились сапиенсы, исследователи не обнаружили следов их ДНК в геноме неандертальцев. Возможно, это указывало на то, что поток генов (перенос вариантов генов из одной популяции в другую) больше повлиял на геном людей современного типа (например, некоторые потомки неандертальцев и людей были стерильны).

Буквально на прошлой неделе было опубликовано исследование геномов жителей Евразии и Океании, по результатам которого оказалось, что древние жители Восточной Азии дважды скрещивались с денисовскими людьми.

Древнему кочевнику из Китая наложили шину на сломанную ногу около 2400 лет назад