Человек стал основным разносчиком семян тропических плодовых деревьев в Центральной и Южной Америке после того, как там вымерла мегафауна — гигантские ленивцы, броненосцы, копытные и другие. Как выяснили ученые, растения, плоды которых употреблял человек, например, авокадо, какао, черимойя, суринамская вишня, распространились по большей территории, чем те, что обеспечивали пищей мегафауну, говорится в статье, опубликованной в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences.
В тропиках Южной и Центральной Америки до самого конца плейстоцена (этот период завершился 12 тысяч лет назад) обитали гигантские млекопитающие с массой тела более тонны. Эти виды относят к мегафауне, и в их вымирании долгое время обвиняли людей. Однако, оказалось, что по крайней мере тысячу лет гигантские животные соседствовали с человеком, и, возможно, главной причиной их вымирания стало изменение климата. После этого вымирания многие растения тоже оказались под угрозой, поскольку они лишились основных переносчиков семян. Гиганты поедали плоды растений, многие из которых были недоступны другим видам или имели слишком крупные косточки, и разносили семена на большие расстояния. Подобные процессы сейчас происходят в Центральной Африке, где сокращается численность современного представителя мегафауны — лесного слона (Loxodonta cyclotis), что ведет к изменению видового состава растений в тропических лесах.
Исследователи выбрали для анализа 130 видов плодовых деревьев, семена которых распространяли представители мегафауны. Эти виды были разделены на три группы: виды, плоды которых ели представители мегафауны, но не ставшие пищей человека; употреблявшиеся в пищу и людьми и мегафауной; и группа видов, которые были частью диеты мегафауны, а теперь культивуруются человеком. Для каждого вида были вычислен ареал распространения и определены диапазоны годовых температур и количество осадков внутри ареала.
Оказалось, что попав в Центральную и Южную Америку, люди включили в свой рацион очень много местных фруктов. Обитатели доколумбовой Америки употребляли в пищу три четверти видов плодов, которые входили в рацион мегафауны. Культивируемые и дикорастущие виды, которые ест человек, имеют большие ареалы, чем те, что были пищей только для мегафауны. При этом климатические диапазоны произрастания видов остались практически без изменений. Такие тенденции характерны и для близкородственных видов одного рода, оказавшихся в разных группах.
Многие виды фруктов распостранились из Южной Америки в Центральную и наоборот именно благодаря человеку. После вымирания гигантских ленивцев и других представителей мегафауны, люди стали основными агентами распространения семян для тропических фруктов Латинской Америки. Динамика расширения ареала, связанная с человеком, отмечалась в более ранних работах для тыквы.
Многие из этих видов плодовых деревьев — персиковая пальма(Bactris gasipaes), грумичама(Eugenia brasiliensis), растения из рода Аннона (Annona) — потеряли былую популярность после европейских завоеваний из-за утраты культуры и знаний коренных жителей Америки. Ученые полагаю, что возвращение в рацион фруктов поможет решить проблемы нехватки питания в тропиках Латинской Америки.
Симбиоз человека и растений, которым и является растениеводство, начался около девяти тысяч лет назад одновременно в Новом и Старом Свете. Человек получает от растения пищу, материалы для строительства, лекарства и многое другое. Растение взамен увеличивает свою численность и расширяет ареал обитания. Население Южной Америки очень давно начало выращивать кукурузу и картошку Всего за пару тысяч лет до этого люди жили в этом регионе бок о бок с гигантскими броненосцами, ленивцами и бобрами. Какой была жизнь до вымирания мегафауны, читайте в нашем материале.
Александра Кочеткова