Командование ВМС США отказалось от программы разработки корабельных гибридных двигательных установок и их установки на эсминцы типа «Арли Берк». Как сообщает Defense Aerospace, одной из причин отказа от проекта стала недостаточная топливная экономичность новых двигательных установок по сравнению с современными газотурбинными.
Проект разработки гибридной двигательной установки для эсминцев типа «Арли Берк» стартовал в 2016 году. В ее состав должны были войти газотурбинные установки, электрогенераторы и электромоторы. Предполагалось, что газотурбинные установки будут раскручивать генераторы, а те уже — обеспечивать электричеством бортовое оборудование и электромоторы, раскручивающие гребные винты.
Предварительные проектные расчеты показывали, что гибридная двигательная установка будет потреблять существенно меньше топлива в том числе благодаря возможности полностью останавливать газотурбинные установки при малом ходе или при необходимости снизить акустическую заметность корабля. При выключенных установках питание электросистем производилось бы от аккумуляторов.
Позднее во время испытаний собранной системы оказалось, что стоимость ее установки на эсминцы не окупится сниженным расходом топлива. Кроме того, выяснилось, что мощности генераторов не достаточно для одновременного обеспечения достаточным количеством электроэнергии бортового оборудования и электромоторов на скорости полного хода.
К настоящему времени ВМС США потратили 52 миллиона долларов на создание новой гибридной установки. В эту сумму входит уже заключенный контракт на монтирование новой установки на эсминец «Тракстан» типа «Арли Берк». Этот корабль входит в состав ВМС США с 2009 года.
Предположительно, по итогам эксплуатации «Тракстана» с гибридной установкой ВМС США могут составить список возможных ее доработок, а затем перезапустить проект.
В настоящее время двигательная установка эсминцев типа «Арли Берк» состоит из четырех газотурбинных двигателей LM2500 с мощностью на валу 26,3 тысячи лошадиных сил каждая. Эти установки приводят электрогенераторы, снабжающие электроэнергией бортовые системы, и через отключаемую редукторную систему вращают гребные винты.
Гибридными двигательными установками сегодня оснащены два американских эсминца типа «Зумвалт». Во время испытаний головного корабля этого типа была выявлена неисправность теплообменной обстановки, из-за которой энергетическая установка эсминца перегрелась, и корабль потерял ход.
Василий Сычёв