Инженеры подразделения Microsoft Research создали два контроллера для имитации физического контакта в виртуальной реальности. Один из них позволяет чувствовать твердость предмета при сжатии и различать поверхности за счет гаптической отдачи, а второй имитирует ощущения от перемещения пальца по разным поверхностям за счет вращающегося барабана с поверхностью из нескольких материалов, сообщается на сайте компании.
Современные серийные шлемы виртуальной реальности позволяют создавать реалистичное изображение и звуки виртуального мира за счет экрана и наушников. Но практически все существующие системы виртуальной реальности не позволяют чувствовать тактильное взаимодействие с виртуальными объектами, поскольку имитацию физического контакта гораздо сложнее реализовать. Несмотря на то, что серийно такие устройства пока практически не производятся, инженеры постоянно создают их прототипы разной конструкции.
Специалисты из исследовательского подразделения Microsoft представили два прототипа устройств для имитации контакта с виртуальными объектами. Одно из них представляет собой ручной контроллер с отдельным креплением для указательного пальца. Это крепление соединено с остальной частью контроллера через сервомотор. На креплении для пальца установлен датчик силы нажатия и виброгенератор, а на конце всего контроллера датчик, за счет которого система виртуальной реальности отслеживает перемещения контроллера в пространстве.
Контроллер может работать в нескольких режимах. За счет движения сервомотора устройство позволяет чувствовать твердость виртуальных предметов при их сжатии или прикосновении к ним — мотор не дает сжать твердый предмет и отклоняет палец при приближении к предмету. Помимо этого оно позволяет различать поверхности разных типов при проведении пальца по ним за счет вибрации. Также устройство можно использовать в качестве контроллера для виртуального пистолета.
Второй представленный контроллер устроен иначе и умеет более реалистично имитировать поверхности из разных материалов. Он также представляет собой ручной контроллер с площадкой, на которую кладется указательный палец. Под пальцем располагается барабан, на который предварительно крепятся образцы материалов из виртуальной сцены. К примеру, исследователи показали имитацию разных поверхностей в виртуальной сцене с игровым столом: на барабане было закреплено сукно, а также кусок атласной бумаги и пластик, имитирующий круглую фишку.
Когда пользователь подносит палец к объекту в виртуальной реальности контроллер подносит барабан к пальцу соответствующей стороной. Если пользователь двигает пальцем по виртуальной поверхности, вместе ним двигается и колесо. Помимо обычных поверхностей на барабане контроллера можно закрепить и кнопки. Инженеры показали, что таким образом, например, можно реализовать тактильную отдачу при использовании микшерного пульта:
Недавно разработчики из Microsoft Research представили систему виртуальной реальности для слепых, позволяющую им взаимодействовать с виртуальными объектами через трость. Она позволяет им не просто чувствовать столкновения трости с виртуальными объектами, но и различать поверхности разных типов.
Григорий Копиев