Вариативность в способности к эмпатии объясняется генетической предрасположенностью к некоторым психическим состояниям, в том числе к шизофрении. Это выяснила группа ученых из Великобритании и Дании в ходе исследования на генетическом материале около 46 тысяч участников проекта 23andMe. Статья опубликована в журнале Nature Translational Psychiatry.
Становление эмпатии в основном связывают с ранними этапами развития: способность определять чувства другого человека и соответствующе на них реагировать во многом зависит от воспитания и социального взаимодействия в детском возрасте. Тем не менее, различия в эмпатии зависят не только от внешних факторов: например, способность к сопереживанию у женщин выше, чем у мужчин. Кроме того, разную способность к эмпатии также связывают с наличием различных психических заболеваний и расстройств: при аутизме, например, способность к понимаю состояния другого человека ослабевает, в то время как способность к оказанию эмоциональной поддержки (еще одна важная составляющая эмпатии — аффективная) задета меньше.
Именно вовлеченность этих факторов в индивидуальную способность к эмпатии позволило ученым вынести предположение о том, что ее развитие может быть обусловлено биологически, а именно — фенотипически, то есть зависеть от генетических вариаций. Для того, чтобы изучить это, ученые под руководством Саймона Барона-Коэна (Simon Baron-Cohen) из Кэмбриджского университета провели полногеномный поиск ассоциаций на генетическом материале 46861 европейца: 24543 женщин и 22318 мужчин.
Показатель способности к эмпатии сообщался участниками лично с помощью небольшого опросника, состоящего из описания 60 ситуаций: по результатам этого опроса участникам присваивался балл от 0 до 80, где бóльший балл связан с большей способности к проявлению эмпатии.
Ученые обнаружили один генетический маркер, объясняющий вариативность в способности к эмпатии вне зависимости от пола: однонуклеотидный полиморфизм интрона кодирующего белок гена TMEM132C. Кроме того, исследователи также выяснили, что значимые различия в генетических вариациях между мужчинами и женщинами с разными показателями по шкале эмпатии отсутствуют: при этом показатели женщин по этой шкале были значительно выше, чем у мужчин. По мнению ученых, это указывает на то, что фенотипические различия в способности к эмпатии между представителями двух полов объясняются факторами окружающей среды, а не генетически.
Авторы затем изучили связь между различиями в показателях шкалы эмпатии с генетическими маркерами психологических качеств и психиатрических состояний. Так, оказалось, что вариативность в способности к эмпатии отрицательно коррелирует с аутизмом, а положительно — с предрасположенностью к развитию шизофрении, анорексии, а также с повышенной экстраверсией.
Таким образом, ученым не только впервые удалось обнаружить генетические маркеры, отвечающие за вариативность в способности к эмпатии, но, что более важно, — показать связь эмпатии с предрасположенностью к развитию психических заболеваний и состояний на генетическим уровне. В будущем, по мнению ученых, это может помочь не только в лучшем понимании связи между способностью сопереживать и психикой человека, но также и использоваться в диагностике.
От способности к эмпатии также зависит и индивидуальная способность к проявлению просоциального поведения. Недавно ученые показали, что к нему также больше предрасположены женщины: система вознаграждения их головного мозга в ответ на помощь другим активируется сильнее, чем у мужчин.
Елизавета Ивтушок
Психологи из Канады и США изучили видеозаписи нападений на 760 американских магазинов, чтобы понять, как от поведения продавца зависит риск получения им телесных повреждений во время ограбления. Оказалось, что если в начале нападения жертва находится за кассой, то риск применения преступником оружия снижается. То, чем закончится для продавца налет, на 6-11 процентов зависит от места, где сотрудник встречает начало инцидента. Авторы отмечают, что введение инструктажа по технике безопасности, направленного на то, чтобы поведение сотрудника выглядело максимально предсказуемым для налетчика, не повлияло на расположение продавцов при ограблении, но снизило риск применения оружия против тех, кто находится не за кассой. Исследование опубликовано в Proceedings of the National Academy of Sciences.