Ученые обнаружили возможные гены синестезии

Нидерландские ученые изучили экзомы трех семей синестетов с целью изучить генетические факторы появления хроместезии — акустико-цветовой синестезии. Им удалось выделить шесть генов, связанных с появлением особенности: их экспрессия отвечает за аксоногенез на ранних этапах человеческого развития. Статья опубликована в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences.

В разных процессах восприятия окружающего мира участвуют разные сенсорные системы, состоящие как из органов чувств, так и обрабатывающих поступающую от них информацию отделов мозга. При синестезии — достаточно редкой нейробиологической особенности — возникает способность воспринимать одно чувство средствами другого. Активация одной сенсорной системы (например, обоняния) вызывает отклик другой: людей, обладающие такой особенностью, называют синестетами, и они сообщают о способности, например, присваивать цвета таким абстрактным понятиям, как цифры, или даже «видеть» звуки. С неврологической точки зрения такую особенность объясняют более прочными функциональными связями различных отделов головного мозга. Например, графемно-цветовая синестезия (форма синестезии, при которой восприятие графем и цифр сопровождается восприятием цвета) обусловлена повышенной совместной активацией зон зрительной коры, участвующих в обработке цветовой информации с одной стороны и графем — с другой.

Механизм возникновения синестезии, однако, до сих пор не изучен до конца. Считается, например, что такая особенность характерна для людей с расстройствами аутистического спектра, а также может передаваться по наследству. Для того, чтобы подробнее изучить роль генетических особенностей в появлении подобной особенности, ученые под руководством Саймона Фишера (Simon E. Fisher) из Института психолингвистики Макса Планка провели полный анализ экзома (всех белок-кодирующих генов) представителей трех семей, синестеты в которых встречались в трех поколениях.

Ученые нашли шесть генов-кандидатов, мутация которых объясняет появление синестезии: COL4A1, ITGA2, MYO10, ROBO3, SLC9A6 и SLIT2. Кодируемые ими белки связаны с процессом аксоногенеза (развития аксонов — отростков нервных клеток, проводящих импульсы) головного мозга, а их экспрессия наблюдается в зрительной и слуховой коре, а также теменной доле головного мозга на этапах его раннего развития: с 12 недели внутриутробного развития и до раннего детства — возраста первых проявлений синестезии.

По мнению авторов, повышенная экспрессия генов, вовлеченных в процесс аксоногенеза, может объяснить и повышенные функциональные связи, которые возникают между областями, вовлеченными в обработку сенсорной информации. Ученые отмечают, что в дальнейшем нужно также рассмотреть генетические факторы наличия и других видов синестезии: это поможет выявить возможную вариативность и лучше изучить нейробиологические механизмы феномена.

В 2015 году американский инженер создал специальную маску, которая позволяет почувствовать себя синестетом: специальный сенсор на руке анализирует предметы и позволяет почувствовать различные запахи в зависимости от их цвета.

Стояние за кассой во время ограбления снизило риск получения травм для продавцов

Психологи из Канады и США изучили видеозаписи нападений на 760 американских магазинов, чтобы понять, как от поведения продавца зависит риск получения им телесных повреждений во время ограбления. Оказалось, что если в начале нападения жертва находится за кассой, то риск применения преступником оружия снижается. То, чем закончится для продавца налет, на 6-11 процентов зависит от места, где сотрудник встречает начало инцидента. Авторы отмечают, что введение инструктажа по технике безопасности, направленного на то, чтобы поведение сотрудника выглядело максимально предсказуемым для налетчика, не повлияло на расположение продавцов при ограблении, но снизило риск применения оружия против тех, кто находится не за кассой. Исследование опубликовано в Proceedings of the National Academy of Sciences.