Любители помогли найти «молчащий в радио» пульсар

Проект Einstein@Home впервые в истории своего существования обнаружил миллисекундный пульсар, который виден с Земли только в гамма-диапазоне. Об открытии рассказывается в журнале Science Advances.

Пульсары — это компактные и быстро вращающиеся нейтронные звезды с очень мощным магнитным полем, которые формируются в момент коллапса ядра большой и массивной звезды. Из-за того, что магнитное поле пульсаров наклонено относительно их оси вращения, исходящие от них потоки излучения приходят на Землю в виде коротких всплесков (импульсов, отсюда и название). Некоторые объекты излучают больше всего в рентгеновском диапазоне, их называют рентгеновскими пульсарами, в то время как другие, например, могут ярче «светиться» в радиодиапазоне. Сейчас исследователям удалось обнаружить два миллисекундных гамма-пульсара.

Исследователи прибегли к помощи проекта Einstein@Home, который использует пожертвованное добровольцами со всего мира свободные вычислительные ресурсы компьютеров для обработки данных от радио- и гамма-телескопов. Основная сложность при поиске миллисекундных гамма-пульсаров заключается в том, что исходящие от них радиоволны не достигают Земли, поэтому ученые не могут сопоставить данные в двух диапазонах. Из-за этого они вынуждены вслепую анализировать данные гамма-телескопов (в данном случае Fermi) на произвольных частотах и искать в них следы быстро вращающихся нейтронных звезд.

Изучив данные за 5,5 лет работы детектора, астрономы обнаружили 17 молодых пульсаров, включая два миллисекундных пульсара — PSR J1035−6720 и PSR J1744−7619. Первый находится на расстоянии 1,5 — 2,5 килопарсек от нашей планеты, а второй — не более чем 1 килопарсек, однако эти расчеты весьма приблизительны. Кроме того, второй пульсар никогда не регистрировался исследователями в ходе радионаблюдений и виден только в гамма-диапазоне. Исследователи объясняют это тем, что исходящее от него радиоизлучение не «пересекается» с Землей.

Авторы работы подчеркивают, что «слепой» поиск миллисекундных гамма-пульсаров важен для того, чтобы в будущем усовершенствовать методы поиска других объектов — например, карликовых эллиптических галактик. Кроме того, он позволит ученым обнаружить пульсары в сложных участках Вселенной — например, в районе центра Млечного пути.

Три года назад ученые зарегистрировали первый гамма-пульсар, лежащий за пределами нашей галактики. Найденный объект установил новый рекорд светимости среди известных гамма-пульсаров. Также, совсем недавно исследователи открыли первый миллисекундный оптический пульсар.

Потенциально самая далекая галактика на самом деле оказалась запыленной и близкой