Жизнеспособность архей проверили условиями Энцелада

Некоторые виды архей, в частности метаногены, смогут выжить на Энцеладе, сообщается в Nature Communications. По мнению авторов исследования, источником энергии для микробов будут служить диоксид углерода и водород — последний может вырабатываться в результате химических реакций в ядре спутника Сатурна.

Сегодня ученые активно обсуждают возможность существования жизни на Энцеладе. Считается, что под его поверхностью с большой долей вероятности скрывается океан — правда, состоит он из воды и так называемого «углеводородного супа». В жидком состоянии океан поддерживает энергия, вырабатываемая в пористом ядре спутника благодаря трению. Таким образом, Энцелад имеет все необходимые ингредиенты для возникновения примитивной жизни.

Саймон Риттманн (Simon Rittmann) из Венского университета вместе с коллегами провел эксперимент. Он поместил три вида архей (Methanothermococcus okinawensis, Methanothermobacter marburgensis и Methanococcus villosus) в условия, близкие к тем, что господствуют на Энцеладе. В частности, организмы помещались в смесь водорода (H2), углекислого газа (CO2), угарного газа (CO), метана (CH4), азота (N) и в некоторых случаях еще и этилена (C2H4). Давление варьировалось от 2 до 90 бар, а температура от 65 до 80 градусов Цельсия (такой она может быть ближе к областям гидротермальной активности, в то время как средняя температура океана близка к нулю).

Выяснилось, что Methanothermococcus okinawensis могут расти и производить метан даже в присутствии тех веществ, которые подавляют развитие других архей — в частности, формальдегида, аммиака и угарного газа. Кроме того, микробы оказались способны выжить даже при давлении в 50 бар, что примерно в 50 раз больше, чем у поверхности Земли.

Также исследователи посчитали, сколько водорода может производиться на Энцеладе в ходе серпентинизации. Выяснилось, что его количества может быть достаточно для комфортного существования архей. В связи с этим исследователи предлагают в будущих миссиях искать на Энцеладе метаногенные биомаркеры — в частности, липиды и изопреноидные углеводороды.

Многие исследователи пытаются выяснить, смогут ли существовать земные организмы на других планетах и спутниках Солнечной системы. Эксперименты показывают, что микроорганизмы могли бы выжить на Марсе или на Европе, спутнике Юпитера. Кроме того, ученые надеются обнаружить признаки жизни и в современной Солнечной системе. Сейчас их поисками занимается аппарат Trace Gas Orbiter, подробнее о нем и программе «ЭкзоМарс» читайте в нашем материале.

Прием каннабидиола беременными мышами нарушил чувствительность и поведение у потомства