Большие носы понравились самкам обезьян-носачей

Необыкновенно большой нос обезьян-носачей обладает особой привлекательностью для самок, выяснила международная группа приматологов. Ученые предположили, что усиленные носами призывные крики, а также сами носы, могут привлекать самок, увеличивая, таким образом, размер гарема и репродуктивный успех самца. Нос также может быть свидетельством социального статуса для других самцов, что может помочь избежать ненужных столкновений между ними, говорится в статье, опубликованной в Science.

Носачи (Nasalis larvatus), или кахау, живут только на острове Борнео. Большой нос, делающий эту обезьяну такой узнаваемой, есть только у самцов. Детеныши рождаются с небольшим аккуратным носиком; самцы отращивают большой нос к наступлению половой зрелости, то есть примерно через семь лет. Половой диморфизм ярко выражен также в размере — самцы, в среднем, вдвое крупнее самок. Социальная структура у носачей включает группы одиноких самцов и группы-гаремы, которые состоят из самца, его самок и детенышей. Самки могут менять гарем при появлении поблизости более привлекательного партнера.

Ученые измеряли массу тела, размер носа и объем семенников у 18 свободноживущих самцов и обнаружили значительные корреляции между этими тремя параметрами. При этом носы всех самцов с гаремами были значительно больше самого большого носа самца-одиночки. Ученые предположили, что размер носа — как очень заметного признака — может указывать на физическую силу и репродуктивное качество самца. Число самок в гареме может быть связано с размером носа самца, то есть, по-видимому, нос служит для самок «визитной карточкой», по которой можно определить, стоит ли заводить совместное потомство с этим самцом. Нос также служит резонатором, и его размер влияет на силу звука. Призывные крики оповещают самок в радиусе до 200 метров о выдающихся качествах самца, что может быть очень важно в густом лесу, где нос тяжело разглядеть издалека. Особенный звук и впечатляющий размер носа имеют также и еще одну функцию: информируют других самцов о социальном статусе и силе самца, предотвращая тем самым лишние стычки между самцами в условиях густонаселенного леса.

Однако эволюционные механизмы, лежащие в основе появления большого носа, по-прежнему остались недостаточно понятными. Авторы предлагают два варианта: либо ключевую роль в естественном отборе играет выбор самок, предпочитающих большеносых самцов, либо важна именно борьба за власть между самцами; также возможно сочетание обоих этих факторов.

Примеры подобных украшений, не имеющих очевидного практического применения, но способных оказывать влияние на социальный статус, нередки у самцов приматов: раскраска лица у мандрилов (Mandrillus sphinx), щечные выросты у орангутанов (Pongo pygmaeus), краснеющее пятно на груди у гелады (Theropithecus gelada), яркость губ у черных ринопитеков (Rhinopithecus bieti) (читайте в нашем материале), а также борода у мужчин (Homo sapiens).

Александра Кочеткова