Черепа на кольях указали на ритуалы скандинавов каменного века

Охотники-собиратели, жившие на территории центральной Швеции 8-7,5 тысяч лет назад, по-видимому, практиковали странные ритуалы и были склонны к насилию. Как сообщается в журнале Antiquity, при исследовании найденных ранее останков ученые обнаружили семерых людей, которым перед смертью нанесли тупые черепно-мозговые травмы, а двум умершим после смерти отрубили головы и насадили их на кол, пробив черепа. Подобные находки в захоронениях каменного века обнаружены впервые.

В эпоху среднего и позднего мезолита (9-6 тысяч лет назад) в Скандинавии жили полуоседлые охотники-собиратели, социальное устройство и культура которых изучены плохо. До сих пор исследователи нашли около 200 захоронений этого периода. В основном это были единичные захоронения; иногда несколько могил находили рядом друг с другом.

Одна из мезолитических стоянок — Каналйорден — находится рядом с городом Мотала на берегу небольшого озера. В эпоху мезолита, 8-7,5 тысяч лет назад, здесь располагались поселения охотников, которые ловили рыбу и собирали дикие орехи и ягоды. В озере люди возвели конструкцию размерами 12×14 метров, сложенную из больших камней и деревянных кольев. Во время раскопок 2009-2013 годов археологи нашли в ней останки людей и животных, и орудия, сделанные из камня, кости и оленьих рогов.

Теперь археологи под руководством Анны Кьелстрём (Anna Kjellström) из Стокгольмского университета описали некоторые находки из Каналйордена. Среди них были хорошо сохранившиеся останки как минимум десяти человек. Девять скелетов принадлежат взрослым в возрасте от 20 до 50 лет, десятый — либо плоду 36-40 недель, либо младенцу, который родился мертвым или умер сразу после рождения. Двое взрослых были женщинами, четверо — мужчинами, пол остальных определить не удалось.

Исследователи обнаружили на черепах семерых взрослых следы травм, сделанных тупым предметом незадолго до смерти. Большинство из них были в верхней части черепа, над так называемой «линией шляпы». По неизвестной причине травмы наносили с учетом пола. У женщин следы ударов были найдены на затылке и правой части головы, у мужчин след от единственного удара был либо на лице, либо на макушке. Исследователи пока не знают, каким оружием наносили травмы. Авторы, однако, утверждают, что эти травмы не были причиной смерти людей, но могли стать причиной повреждений мозга, которые могли повлиять на речь, зрение или моторные функции жертв. Археологи не смогли однозначно объяснить происхождение травм. Возможными причинами могли быть межличностное или домашнее насилие, несчастный случай, насильственное похищение, наказание или межгрупповое насилие, например захватнические рейды или военные действия. Судя по «гендерному» характеру ударов, возможно, умершие женщины относились к группе, к которой особенно часто применяли насилие.

Другой находкой стали два мужских черепа, в которых археологи нашли деревянные колья длиной до 47 сантиметров. Вероятно, на них насаживали головы умерших. Об этом свидетельствуют и проломы в костях, сделанные после смерти. Очевидно, что головы прикрепляли к кольям и выставляли на всеобщее обозрение намеренно. Всего в каменной структуре было найдено около 400 фрагментов деревянных кольев. Некоторые из них были прикреплены к фрагментам человеческих или животных останков, или артефактов. Ученые предполагают, что и каменная конструкция, и насаженные на колья головы могли быть частью какой-то ритуальной практики.

Странные древние захоронения находят не только в Старом Свете. Недавно археологи обнаружили в Мексике спиральное захоронение, сделанное 2500 лет назад. Несколько человек были одновременно похоронены в круглой яме, их тела были соединены и образовывали спираль.

Археологи нашли в Вирджинии останки участников сражения при Уильямсберге