Исследователи научились создавать с помощью лазера графеновые структуры на тканях, бумаге и даже хлебных тостах. Они выяснили, что таким методом можно создавать пористые графеновые структуры из любых углеродосодержащих материалов, которые можно превратить в аморфный углерод, сообщается в журнале ACS Nano.
Сам по себе графен представляет собой плоский одноатомный лист из связанных друг с другом атомов углерода, расположенных в виде шестиугольников. Такая структура дает графену нетипичные для большинства материалов свойства, но получать его в виде одноатомного слоя с малым количеством дефектов достаточно сложно и дорого, поэтому ученые также разработали более дешевые методы, в результате которых получаются объемные графеновые структуры.
Один из таких методов разработали ученые из Университета Райса в 2014 году. Они научились превращать полимиидную пленку в графен, облучая ее лазером. При этом исходный углеродосодержащий материал превращается в объемную структуру из хаотически ориентированных небольших графеновых листов, соединенных между собой. Позднее они научились получать таким методом структуры с супергидрофобными и супергидрофильными участками, регулируя атмосферу в процессе облучения лазером. Затем ученые смогли получить аналогичный материал из дерева. Тогда они обнаружили, что лучше всего для этого подходит древесина с высоким содержанием лигнина.
Теперь ученые под руководством Джеймса Тура (James Tour) из Университета Райса модифицировали свой метод и показали, что для превращения в графен подходят многие другие материалы с высоким содержанием лигнина. При этом, в отличие от предыдущих экспериментов с древесиной, им удалось достичь такого же результата без инертной атмосферы, без которой древесина сгорала под действием лазерного луча. Для этого исследователи модифицировали метод, изменив режим облучения.
Авторы решили добиться многократного облучения двумя способами: увеличив количество проходов луча по материалу и увеличив размер светового пятна на образце. Поскольку ученые использовали импульсный инфракрасный лазер, при большом размере пятна каждый участок облучался по несколько раз даже при одном проходе. В результате им удалось получить графеновые структуры на поверхности многих материалов, содержащих лигнин, к примеру, пробке, кокосовой скорлупе и картофельной кожуре.
Исследовав структуру материала на разных этапах процесса ученые пришли к выводу, что превращение материалов в графен на самом деле происходит в две стадии. Во время первого облучения он превращается в аморфный углерод и только во время последующих циклов он переходит в графен. Выяснив механизм процесса, они смогли превратить в графен и другие материалы, немного модифицировав метод. Исследователи смогли "выгравировать" графеновые структуры на поверхности ткани, бумаги и даже хлебных тостов. Для этого они предварительно обработали материалы антипиреном и нагрели их в печи или с помощью газовой горелки.
Авторы работы отмечают, что теоретически, таким методом можно получать графен из любых исходных материалов, которые можно превратить в аморфный углерод.
В прошлом году эта группа ученых научилась получать графен из сахара и печатать им объекты сантиметрового размера. Но для превращения сахара в графен им пришлось использовать катализатор в виде порошка никеля.
Григорий Копиев
Термопокрывало охладит электромобиль днем и согреет ночью
Китайские инженеры создали терморегулирующий материал и термопокрывало на его основе, которое защищает электромобиль от жары и холода без дополнительных затрат энергии. Термопокрывало состоит из двух частей, одна из которых представляет собой ткань на основе диоксида кремния и нитрида бора, а вторая на основе фольги из алюминиевого сплава. Использование материала в качестве автомобильного чехла позволило в жаркую погоду сохранять температуру в салоне почти на 28 градусов ниже, чем в салоне автомобиля без чехла, а ночью поддерживать температуру батарейного блока электромобиля почти на 7 градусов выше температуры снаружи. Статья опубликована в журнале Device. Поддержание определенной температуры необходимо не только для комфортного самочувствия человека, но и для нормальной работы многих технических устройств. Например, в холодную погоду литий-ионные аккумуляторы теряют емкость, а летом в жару перегреваются, что может привести к сокращению их срока службы или даже возгоранию. Чтобы удерживать температуру в нужном диапазоне, требуется дополнительная энергия на нагрев или охлаждение, и на это может уходить довольно много энергии, особенно если речь идет о больших аккумуляторных батареях — как, например, в электромобилях. Однако существует способ регулировать температуру объекта пассивным образом, не затрачивая для этого дополнительную энергию. По такому пути пошли инженеры под руководством Кэ Хан Цуя (Kehang Cui) из Шанхайского университета транспорта. Они разработали материал, который за счет своих излучательных свойств позволяет регулировать радиационный нагрев и охлаждение, и изготовили из него термопокрывало, которое назвали «термальный плащ Януса». Название в честь двуликого бога из римской мифологии отражает двухстороннее строение материала. Внешняя его сторона играет роль солнцезащитного инфракрасного радиатора, а внутренняя — роль широкополосного инфракрасного отражателя. Внешняя часть материала изготовлена из тонких волокон на основе диоксида кремния, которые покрыты наночастицами нитрида бора с гексагональной кристаллической решеткой. Волокна материала переплетаются вместе и образуют ткань. С обратной стороны к ней прикрепляется внутренний слой, изготовленный из алюминиевого сплава. Внешняя и внутренняя стороны материала обладают различными оптическими свойствами: сторона с тканью имеет высокий коэффициент отражения солнечного света до 96 процентов, а также высокую излучательную способность до 97 процентов в инфракрасном диапазоне, совпадающем с атмосферным инфракрасным окном с длинами волн от 7 до 14 микрометров, в то время как фольга из алюминиевого сплава, расположенная с обратной стороны, обладает высокой отражательной способностью со значением около 93 процентов и не имеет потерь во всем инфракрасном диапазоне (5-16,7 мкм). Это позволяет плащу отражать большую часть падающего солнечного излучения и при этом остывать за счет излучения фотонов в инфракрасном диапазоне. В то же время с внутренней стороны происходит рециркуляция фотонов, излученных объектом — они отражаются от материала. Для оценки эффективности термального плаща исследователи провели испытания с использованием двух электрокаров, припаркованных на открытом воздухе в типичных погодных условиях в Шанхае. Один из автомобилей был укрыт термочехлом. В то время как температура салона незакрытого автомобиля достигала 51 градуса Цельсия в полдень, температура салона автомобиля, укрытого чехлом, была на 27,7 градуса ниже. И на 7,8 градуса ниже значения температуры на улице. Температура батарейного блока автомобиля без чехла соответствовала температуре окружающей среды, в то время как температура батареи электромобиля, укрытого материалом, была на 8 градусов ниже дневной температуры. В зимнюю ночь, когда уличная температура опускалась ниже нулевой отметки, термочехол помогал удерживать температуру батарейного блока на 6,8 градуса Цельсия выше, чем снаружи. Инженеры отмечают, что материал термопокрывала разработан таким, чтобы его можно было масштабировать в производстве. Для этого им пришлось пойти на некоторые компромиссы. Например, использование более тонких волокон кремния повысило бы солнечную отражательную способность, но они были бы менее прочными и не могли бы быть изготовлены с использованием промышленных технологий, уже существующих на рынке. Кроме того, используемые материалы, включая алюминий, кремний и нитрид бора, являются недорогими, что делает плащ легким, прочным и огнестойким. Он может использоваться не только для изготовления автомобильных чехлов, но и, например, в качестве материала для покрытия зданий и даже космических аппаратов. Ткани на основе материалов с разными излучательными свойствами могут использоваться и для создания одежды. Например, недавно мы рассказывали о бельгийских физиках, которые спроектировали ткань, одежда из которой может быть теплой или очень легкой в зависимости от того, какой стороной она надета. Это достигается за счет разницы между излучательными свойствами двух сторон ткани.