Австрийские физики разработали наиболее точный на данный момент оптический метод картирования локального механического напряжения в двумерных полупроводниковых кристаллах. Оказалось, что для получения значений элементов тензора напряжения очень эффективен анализ поляризации возбужденной второй оптической гармоники, сообщают ученые в Nature Communications.
Создание механического напряжения в двумерных полупроводниках — один из способов управлять их электронными и оптическими свойствами. Такой способ используется и для трехмерных кристаллов, но для двумерных он оказывается особенно эффективным за счет того, что такие материалы могут очень значительно деформироваться так, что при этом не происходит разрушения кристаллической структуры. Из-за сильного взаимного влияния механического напряжения и оптических свойств двумерных кристаллов оптические методы, в частности рамановскую и фотолюминесцентную спектроскопию, часто пытаются использовать и для анализа деформированных кристаллов, однако на сегодняшний день большинству этих методов не хватает точности.
Группа физиков из Венского технического университета под руководством Томаса Мюллера (Thomas Mueller) показала, что для построения карты напряжений в двумерных полупроводниках более эффективно использовать другой оптический метод — генерацию второй гармоники, то есть возбуждение при облучении отраженных волн удвоенной частоты. Применимость такого подхода физики продемонстрировали на пленке двумерного дисульфида молибдена MoS2. Принцип метода основан на эффекте фотоупругости, при котором под действием механических напряжений в материале возникает оптическая анизотропия. В результате этого в деформированной пленке меняются значения элементов тензора нелинейной восприимчивости, из измерений которого можно получить и значения для тензора напряжений.
Измерения проводились в эксперименте по двухточечному изгибу пленки дисульфида молибдена, нанесенной на подложку из оксида кремния. Эту пленку исследователи облучали лазерным пучком с длиной волны 800 нанометров, и за счет возбуждения второй гармоники отраженный от нее свет имел в два раза меньшую частоту. Из-за деформации кристаллическая структура сульфида молибдена искажается и отраженный пучок света с удвоенной частотой меняет свою интенсивность. При этом интенсивность сигнала в зависимости от направления деформации будет по-разному изменяться для различной поляризации. Поэтому по измерениям параметров испущенного света с учетом поляризации можно определить значения коэффициентов фотоупругости и из них определить и значения элементов тензора напряжений.
С помощью предложенного подхода ученые также смогли построить карту механических напряжений в искривленной пленке сульфида молибдена. Чтобы продемонстрировать, что такой метод можно использовать и для построения карты напряжений, авторы работы использовали сульфид молибдена, осажденный на подложку, на которой с помощью литографии была нанесена текстура из пересекающихся полос высотой 115 нанометров. В результате осаждения на такую рельефную поверхность двумерный полупроводник деформировался, что приводило к неоднородному распределению напряжений, что ученые и измеряли в эксперименте.
В результате физикам удалось измерить поле напряжений в пленке с учетом его направления и величины в каждой точке с разрешением 280 нанометров, что значительно ниже дифракционного предела. Авторы работы отмечают, что предложенный ими метод значительно превосходит по своему разрешению, точности и полноте получаемой информации другие оптические методы, которые используются для анализа напряжений двумерных материалов: рамановскую и фотолюминесцентную спектроскопию.
Поскольку электронные свойства двумерных кристаллов очень чувствительны к состоянию решетки, то они сильно зависят не только от механических напряжений в кристалле, но и, например, от его тепловых свойств. Поэтому ученые также активно разрабатывают методы и для картирования температуры и теплового расширения двумерных кристаллов, включающих различное количество слоев.
Александр Дубов
Это позволило добраться до планового значения светимости
Физики из Большого адронного коллайдера начали столкновения протонов с целевым для третьего сезона работы значением по числу сгустков в одном луче, равным 2400. Это позволило достичь пиковой светимости 1,6 × 1034 столкновений на квадратный сантиметр в секунду. О достижении ЦЕРН сообщил в твиттере. Светимость — важнейшая характеристика любого коллайдера. Она определяет, сколько столкновений частиц будет происходить в единицу времени на единице площади сталкивающихся пучков. Один из способов ее повышения — это работа не со сплошным потоком частиц, а их разбиение на отдельные сгустки (или банчи). Таким способом планировалось наращивать светимость БАКа в третьем сезоне работы, который стартовал в апреле прошлого года. Тогда физики почти сразу же достигли рекордной энергии протонов — 6,8 тераэлектронвольт на пучок, а в июле уже провели на ней первые столкновения. На зимние каникулы Коллайдер ушел на две недели раньше запланированного срока из-за необходимости экономить электроэнергию. За время каникул компоненты Коллайдера прошли техническое обслуживание и незначительные обновления, и уже в феврале и марте началась подготовка к его пробуждению. В апреле физики постепенно наращивали количество сгустков в луче и наконец достигли значения в 2400 сгустка. Детекторы БАКа зафиксировали столкновения таких лучей с пиковой светимостью, равной 1,6 × 1034 столкновений на квадратный сантиметр в секунду. Высокая светимость означает большее число событий, что положительно скажется на точности экспериментов. Предполагается, что благодаря этому главные детекторы БАКа соберут в несколько раз больше данных, чем за первые два сеанса работы вместе взятые. Все это поможет подробнее исследовать бозон Хиггса, а также подвергнуть Стандартную модель более строгим проверкам. В конечном итоге повышение светимости — важный этап на пути к созданию Коллайдера высокой светимости. Подробнее о том, как физики собираются этого добиваться, читайте в материале «Стойкий оловянный магнит».