После анализа проекта космоплана Dream Chaser и его испытаний NASA выдало компании Sierra Nevada Corporation разрешение на продолжение подготовки к первой миссии к МКС. Агентство назначило первый полет челнока к станции на конец 2020 года, сообщается в пресс-релизе Sierra Nevada Corporation.
В конце 2000-х годов NASA объявило программу по финансированию разработки частных космических кораблей для доставки космонавтов на международную космическую станцию. В ней участвовала Sierra Nevada Corporation, разрабатывающая аппарат Dream Chaser, но она выбыла во время финального этапа конкурса, проиграв проектам Crew Dragon от SpaceX и CST-100 от Boеing. Тем не менее, компания смогла получить другой контракт от NASA — на доставку грузов к МКС.
Конструкция Dream Chaser основана на проекте космоплана HL-20, разрабатывавшегося в 1990-х годах. У космоплана складные крылья, за счет которых его можно будет закреплять не сбоку ракеты, а размещать прямо в головном обтекателе. Предполагается, что Dream Chaser можно будет выводить на разных ракетах, в том числе на Atlas V, Delta IV и Falcon Heavy. Аппарат сможет доставлять на МКС 5,5 тонн груза и возвращать на Землю до двух тонн.
В ноябре 2017 года Dream Chaser впервые после неудачных испытаний в 2013 году совершил успешную посадку после свободного полета в атмосфере. Теперь NASA проанализировало результаты испытаний, а также конструкцию космоплана, и выдало компании разрешение на продолжение подготовки к первой миссии на МКС. Первый полет космоплана к МКС назначен на конец 2020 года.
Помимо Dream Chaser у США есть другой беспилотный космоплан X-37, который совершил уже 5 полетов, причем крайне длительных — во время последнего он провел на орбите 718 дней. Поскольку его испытаниями и эксплуатацией занимается не NASA, а ВВС США, подробностей о нем практически неизвестно, хотя некоторые данные о нем все же публикуются. Например, в прошлом году ВВС США опубликовали видео посадки X-37 после почти двухлетнего пребывания в космосе.
Стоит отметить, что в 1980-х годах в СССР был реализован проект «БОР-4» с очень похожей конструкцией. Этот аппарат также представлял собой космоплан со складными крыльями, который запускался на ракете на орбиту, а затем возвращался на Землю, планируя в атмосфере. Наработки, полученные во время разработки и нескольких запусков затем были использованы инженерами в проекте «БОР-5», который представлял собой уменьшенную модель «Бурана».
Григорий Копиев