Американская аэрокосмическая компания SpaceX во время первого запуска сверхтяжелой ракеты Falcon Heavy запустила в космос личный автомобиль Илона Маска Tesla Roadster. После выхода на стабильную околоземную орбиту вторая ступень включила двигатель третий раз и вывела платформу с электромобилем на гелиоцентрическую орбиту, пересекающую орбиту Марса, но не доходящую до орбиты Цереры, сообщил Илон Маск в своем твиттере.
6 февраля SpaceX впервые испытала новую сверхтяжелую ракету Falcon Heavy. Во время запуска компания посадила боковые ускорители первой ступени, два из которых уже летали в космос в 2016 году в составе ракет Falcon 9. Также компания пыталась посадить и центральный сегмент первой ступени, но он разбился об воду на высокой скорости. После успешного запуска Falcon Heavy стала ракетой с самой большой массой полезной нагрузки среди всех используемых на момент запуска.
Помимо самого факта первого запуска столь мощной ракеты, он был интересен и своей полезной нагрузкой. Дело в том, что компания решила загрузить в головную часть ракеты не стальной или бетонный блок, а автомобиль. Это личный электромобиль Илона Маска — Tesla Roadster первого поколения вишневого цвета. На водительском сиденье автомобиля инженеры закрепили манекена по имени Starman. Как заявлял Маск, во время запуска в автомобиле будет играть песня Дэвида Боуи «Space Oddity». На пресс-конференции после запуска Маск также заявил, что манекен одет в настоящий прототип скафандра, который компания планирует использовать в пилотируемом космическом корабле Crew Dragon.
Во время запуска вторая ступень ракеты два раза включила двигатель и вышла на стабильную орбиту вокруг Земли c апогеем в семь тысяч километров. Через несколько часов после этого ступень включила двигатель еще раз и вывела головную часть с автомобилем на гелиоцентрическую орбиту. Илон Маск опубликовал в своем твиттере изображение орбиты. На нем видно, что она пересекает орбиту Марса, но не доходит до орбиты Цереры. Перигелий орбиты составляет 0,98 астрономических единиц, а афелий 2,61 астрономической единицы.
Стоит отметить, что формально это не первый электромобиль, запущенный в космос. Электромобили использовали американские астронавты во время трех миссий «Аполлон» в начале 1970-х годов. Они имели индивидуальные тяговые электродвигатели на каждое колесо и работали от одноразовых батарей. За счет использования автомобилей астронавты смогли значительно расширить радиус зоны исследований на поверхности Луны. Во время миссии «Аполлон-17» они смогли удалиться от посадочного модуля на 7,6 километров.
Интересно, что во время этой миссии астронавтам даже пришлось чинить автомобиль. Юджин Сернан случайно оторвал часть заднего крыла и во время езды из под колес автомобиля стало подниматься много пыли, которая оседала на приборной панели и другом оборудовании. В качестве замены части крыла экипажу пришлось прикрепить скотчем к оставшейся части четыре листа карты района посадки.
Григорий Копиев