Ученые отсеквенировали геном старейшего британца. Он был голубоглазым и темнокожим

Генетики из Музея естественной истории и Университетского колледжа Лондона отсеквенировали геном старейшего британца, сообщается в пресс-релизе на сайте музея. Затем специалисты по созданию палеонтологических моделей братья Кеннисы (Alfons and Adrie Kennis) реконструировали его внешность с учетом генетических данных. У мужчины, жившего более девяти тысяч лет назад, были голубые глаза и темная кожа, как у современных жителей Тропической Африки.

Почти полностью сохранившийся скелет Чеддерского человека нашли в Чеддерском ущелье на юго-востоке Англии в 1903 году. Мужчина жил около 9150 лет назад и умер в возрасте от двадцати до тридцати лет. Судя по проломленному черепу — насильственной смертью. На сегодняшний день это древнейшие человеческие останки, найденные на территории Великобритании.

Скелет хранится в Музее естественной истории в Лондоне. В 1996 году ученые отсеквенировали его митохондриальную ДНК (передается по материнской линии) и отнесли Чеддерского человека к митохондриальной гаплогруппе U5, которая была найдена примерно у 10 процентов современных европейцев. Предположительно, племя охотников-собирателей Чеддерского человека мигрировало на Британские острова после окончания ледникового периода — в это время Великобританию соединял с континентом перешеек. Помимо генетических исследований, ученые тогда же реконструировали внешность молодого человека, и представили его светлокожим, темноволосым и кареглазым.

Авторам нового исследования удалось отсеквенировать ядерный геном Чеддерского человека. Они высверлили небольшое отверстие в черепе и извлекли ДНК из костной ткани. В результате выяснилось, что как и другие европейцы того времени, старейший британец не усваивал молоко, гена толерантности к лактозе у него еще не было. Также оказалось, что у него были светлые глаза, темная кожа и волосы.

First modern Britons had 'dark to black' skin, Cheddar Man DNA analysis reveals https://t.co/YAuS3HgxPF

Эти результаты удивили исследователей. «До сих пор считалось, что после прихода в Европу около 45 тысяч лет назад люди быстро адаптировались и обзавелись светлой кожей», — объясняет доктор Том Бут (Tom Booth) из Музея естественной истории. «Светлая кожа лучше поглощает ультрафиолетовое излучение и помогает людям, живущим в условиях недостатка солнечного света избежать дефицита витамина D». Тем не менее, генетические маркеры пигментации кожи у Чеддерского человека соответствовали тем, что сегодня встречаются у жителей Тропической Африки (по-видимому, речь идет о гене рецептора меланокортина 1, MC1R. Этот фермент, в том числе, инициирует выработку темного пигмента эумеланина). «Похоже, что у европейцев светлые глаза появились задолго до светлой кожи и волос. Ими древние люди обзавелись уже после перехода к фермерству», — добавляет Бут.

Исследователи считают, что племя охотников-собирателей, к которому принадлежал Чеддерский человек, было одним из первых, заселивших Британские острова после окончания ледникового периода. Судя по находкам того же времени в других частях острова, мезолитические люди, жившие 9-10 тысяч лет назад, питались фруктами и орехами, и охотились на довольно крупных животных — диких быков и оленей. Они умели делать украшения из полудрагоценных камней и янтаря, а из оленьих черепов изготовляли чаши (или, возможно, их носили вместо шлемов). Также они хоронили своих мертвых: в одной из пещер Чеддерского ущелья были найдены останки 50 человек, погребенных в течение 100-200 лет.

«Румынские мифы. От вырколаков и фараонок до Мумы Пэдурий и Дракулы»