Физики показали, что молекулы сероводорода могут покидать поверхность космической пыли за счет химической десорбции даже при крайне низких температурах — это объясняет, почему газ находят в холодных молекулярных облаках. Статья, опубликованная в журнале Nature Astronomy, помогает понять, как вещество эволюционирует в межзвездном пространстве, а также как в молекулярных облаках рождаются новые звезды.
Межзвездные облака, чьи плотность и размер позволяют образовываться молекулам водорода, называют молекулярными облаками. Обычно они играют роль «звездных колыбелей», где рождаются светила, подобные нашему Солнцу. Теоретически, в холодных молекулярных облаках с температурой около 10 кельвинов все молекулы, кроме водорода и гелия, должны быть «вморожены» в лед на поверхности космической пыли. Однако на практике астрономы обнаружили в таких облаках около 150 веществ в газовой фазе.
Ранее исследователи продемонстрировали, что отрыв молекул от поверхности льда может происходить благодаря ультрафиолетовому излучению в ходе фотодесорбции. Однако одного вклада фотодесорбции недостаточно для объяснения появления большого количества газа в более темных и плотных областях облака, где формируются звезды.
Авторы новой работы под руководством Ясухиро Обы (Yasuhiro Oba) предположили, что в случае недостаточного количества света отрыв молекул газа от поверхности может происходить не из-за ультрафиолетового излучения, а по механизму химической десорбции за счет энергии, которая выделяется в ходе экзотермической реакции. Впервые эта идея была высказана еще 50 лет назад, однако ученые до сих пор не пытались провести лабораторный эксперимент. Ясухиро и его команда поместили в вакуумную камеру подложку с золотым покрытием, на поверхность которой при температуре 10 кельвинов осаждались молекулы воды и сероводорода (H2S). Затем ученые заполнили камеру атомарным водородом и впервые проследили за реакциями с помощью инфракрасной спектроскопии.
Выяснилось, что отрыв молекул от поверхности льда действительно может происходить по чисто химическому механизму за счет реакций между атомарным водородом и сероводородом (H• + H2S → HS• + H2 и HS• + H• → H2S). Кроме того, эксперимент показал, что процесс химической десорбции может быть намного более эффективным, чем считалось ранее. Примерно 60 процентов осажденного сероводорода в течение двух часов покинуло поверхность подложки.
Работа ученых поможет лучше понять, как возникают те или иные вещества в молекулярных облаках. «Межзвездная химия крайне важна для объяснения процесса формирования звезд, а также воды, метанола и возможно других, более сложных молекул», — отмечает один из авторов исследования Наоки Ватанабе (Naoki Watanabe).
Недавно американские ученые объяснили механизм образования молекулярного кислорода на кометах. По мнению исследователей, из-за нагревания солнечными лучами вода испаряется с кометы, а затем молекулы воды ионизируются ультрафиолетовыми солнечными лучами и направляются солнечным ветром обратно к поверхности.
Кристина Уласович
Звезда может быть одиночной или двойной
Инфракрасный космический телескоп «Джеймс Уэбб» подтвердил открытие отдельной звезды в очень далекой галактике, изображение которой увеличено из-за гравитационного линзирования скоплением галактик. Предполагается, что это горячий сверхгигант, у которого может быть компаньон. Препринт доступен на сайте arXiv.org. Одна из основных научных задач «Джеймса Уэбба» заключается в поиске самых первых звезд и галактик, возникших во Вселенной в начале эпохи Реионизации. Прямые наблюдения за отдельными звездами на больших внегалактических или космологических расстояниях невозможны. Однако здесь на помощь ученым приходит эффект гравитационного линзирования, когда изображения некоторых звезд (например, «Икара») в далеких галактиках, свет от которой линзируется галактикой или скоплением галактик, увеличиваются и усиливаются по яркости достаточно для того, чтобы их рассмотреть. Группа астрономов во главе с Лукасом Фуртаком (Lukas J. Furtak) из Университета имени Давида Бен-Гуриона в Негеве опубликовала результаты наблюдений за кандидатом в звезду MACS0647-star-1 в галактике с фотометрическим красным смещением 4,8 при помощи камеры NIRCam и спектрометра NIRSpec «Джеймса Уэбба». Кандидат находится в галактике, гравитационно линзированное изображение которой создается скоплением галактик MACS J0647+7015 с красным смещением 0,591. Спектроскопическое красное смещение объекта составляет 4,758, идея о том, что он может быть прародителем шарового скопления, не подтвердилась. Модели, подходящие под данные наблюдений, представляют собой сверхгигант B-типа с эффективной поверхностной температурой 15 тысяч кельвин, который либо находится в запыленной области, либо обладает звездой-компаньоном F-типа с эффективной температурой 6250 кельвин. Ранее мы рассказывали о том, как «Джеймс Уэбб» рассмотрел кандидата в рекордно далекую звезду.