Несмотря на то, что общая площадь озоновой дыры над Антарктидой в последние годы сокращается, уровень озона в умеренных и тропических широтах продолжает медленно снижаться. Особенно этот эффект заметен для нижних слоев стратосферы, пишут ученые в Atmospheric Chemistry and Physics.
С конца 70-х годов до конца XX века в стратосфере Земли постепенно происходило истощение озонового слоя. Особенно это явление было выражено в полярных областях: самая крупная озоновая дыра появилась и росла над Антарктидой. Начиная с 1998 года суммарная концентрация озона в атмосфере перестала снижаться, постепенно стал восстанавливаться озоновый слой и над Антарктидой. По словам ученых, происходить это стало по нескольким причинам. Отчасти восстановление концентрации озона связано с продолжающимся глобальным потеплением и увеличением концентрации углекислого газа в атмосфере, однако совсем недавно ученым также удалось показать, что одной из причин стали меры по сокращению вредных для озонового слоя выбросов, которые предпринимаются после подписания Монреальского протокола.
Максимальное внимание при исследовании динамики озонового слоя уделялось общему содержанию озона в стратосфере и полярным областям, для которых проблема стояла наиболее остро. Чтобы оценить, как за последнее время менялась концентрация озона на других широтах, которым уделялось значительно меньше внимания, группа климатологов под руководством Уильяма Болла (William T. Ball) из Физической метеорологической обсерватории Всемирного радиационного центра провела анализ данных о содержании озона в стратосфере и тропосфере Земли в области между 60 градусами северной и южной широты (для сравнения, полярные круги расположены на широте в 66,5 градуса, а Москва — на широте в 55,5 градуса). Авторы работы отмечают, что поскольку озоновый слой располагается неоднородно как по высоте, так и по широте, то и колебания его уровня могут быть разными в разных областях.
Оказалось, что если в полярных областях уровень озона действительно постепенно восстанавливается и приближается к значениям середины XX века, то для всех остальных климатических зон концентрация озона все еще продолжает снижаться. Особенно этот эффект заметен для нижних слоев стратосферы, расположенных ближе всего к поверхности Земли. Если выше 35 километров концентрация озона на всех широтах в последние годы увеличивается, то ниже 25 километров — все время снижается. При этом в тропосфере, в отличие от стратосферы, концентрация озона в последние медленно растет, что, однако, по данным моделей согласуется с падением концентрации озона на высоте от 10 до 25 километров. Именно этот эффект приводит к тому, что суммарное содержание озона в последние два десятилетия меняется все же довольно медленно.
Ученые отмечают, что скорость снижения концентрации озона в умеренных и тропических широтах, конечно, меньше, чем была до принятия Монреальского протокола в полярных областях, однако при этом и интенсивность ультрафиолетового излучения в этих областях намного выше, чем около полюса. Количество людей, растений и животных, которые от этого могут пострадать, тоже несоизмеримо больше.
Полученные результаты, по словам авторов работы, говорят о необходимости частично пересмотреть современные климатические модели, которые используются для оценки современного состояния климата и прогнозирования его изменений в будущем, так как ни одна из моделей не предсказывала подобное изменение уровня озона в нижних слоях стратосферы.
Стоит отметить, что иногда обнаруживаются новые вещества, которые или только планируется использовать или уже используют на производстве, вредные для озонового слоя и не регламентированные Монреальским протоколом. В частности, такими веществами могут быть сульфатные аэрозоли, которые предлагают использовать для солнечной геоинженерии или дихлоралканы, которые и сейчас выбрасываются в атмосферу в результате производства пластмасс и пищевых продуктов.
Александр Дубов