NASA получило телеметрию с потерянного 12 лет назад спутника

Специалистам NASA удалось получить телеметрическую информацию исследовательского спутника IMAGE (Imager for Magnetopause-to-Aurora Global Exploration), который считался потерянным с декабря 2005 года из-за технических неполадок. Полученные данные указывают на то, что система управления спутником функционирует, сообщает агентство.

Американский спутник IMAGE, предназначенный для изучения магнитосферы Земли, работал в космосе с марта 2000 года. 18 декабря 2005 года связь с аппаратом неожиданно прервалась, и многочисленные попытки ее восстановить не дали результата. Комиссия по установлению причин аварии пришла к выводу, что спутник был потерян из-за сбоя в контроллере питания, который снабжал энергией передатчик. Миссия была официально закрыта.

Однако в середине января 2018 года канадский астроном-любитель Скотт Тилли (Scott Tilley) заявил, что ему удалось получить устойчивый радиосигнал с борта аппарата. Он связался с научным руководителем миссии Джеймсом Берчем (James Burch) из Юго-западного исследовательского института (SwRI), после чего Берч и его коллеги из NASA решили попытаться восстановить двустороннюю связь с аппаратом. Центр космических полетов NASA имени Годдарда начал серию наблюдений с помощью пяти разных станций космической связи. В понедельник, 29 января, специалисты пришли к выводу, что сигнал, полученный Тилли, действительно исходит от IMAGE. На это указывала частота сигнала, а также периодические колебания, которые соответствовали скорости вращения аппарата вокруг своей оси.

Затем NASA предприняло попытку декодировать данные, которые содержатся в сигнале. Это было не слишком просто, потому что аппаратура и программное обеспечение, с помощью которого управляли спутником, уже давно не используется в центре управления. Поэтому специалистам понадобилось решать непростую задачу адаптации старого программного обеспечения и баз данных для современных систем.

Благодаря дешифровке телеметрии на данный момент точно установлено, что сигнал действительно исходит от аппарата IMAGE, в данных содержится идентификационный номер аппарата - 166. С борта были получены данные о состоянии основных бортовых систем. Это означает, что, как минимум, главная система управления аппаратом функционирует. Инженеры продолжают анализ телеметрии, в целом этот процесс займет примерно две недели.

В 2014 году была предпринята похожая попытка восстановить управление межпланетным аппаратом ISEE3, последний сеанс связи с которым состоялся за 15 лет до того, в 1999 году. За счет собранных во время краудфандинговой кампании средств энтузиастам удалось установить контакт с аппаратом, однако включить двигатели для коррекции орбиты не удалось.

ISRO показало видео прилунения модуля «Чандраян-3»