Пассажирский самолет Boeing 787-9 австралийской компании Qantas первым в мире выполнил многочасовой перелет из Лос-Анджелеса в Мельбурн на смеси обычного горючего и биотоплива. По оценке компании, в ходе полета выбросы углекислого газа пассажирским самолетом были на семь процентов ниже, чем в ходе такого же полета, но с использованием обычного авиационного топлива. В топливные баки самолета, выполнившего рейс QF96, залили 24 тонны топливной смеси, содержащей десять процентов биотоплива, которое было изготовлено из абиссинской капусты (Brassica carenata, также зовется абиссинской горчицей).
Сегодня некоторые авиакомпании рассматривают возможность заправки самолетов биотопливом. Считается, что оно гораздо экологичнее традиционного авиакеросина. Кроме того, авиакомпании полагают, что по мере формирования спроса на такое горючее его стоимость будет снижаться и довольно быстро опустится ниже цен на авиакеросин. По данным канадской компании Agrisoma, занимающейся выращиванием и поставками абиссинской капусты, биотопливо, произведенное из этого растения, при сжигании выделяет на 80 процентов меньше углекислого газа, чем обычный авиакеросин.
Абиссинская капуста — несъедобное неприхотливое растение, вырастающее в высоту до 1,8 метра. Созревшие семена этого растения используются для получения масла, которое затем применяют в косметологии и медицине, а также в производстве пластмасс. Масло из семян абиссинской капусты и листья растения рассматриваются и в качестве сырья для производства биотоплива. Первый испытательный полет пассажирского самолета Falcon 20, заправленного стопроцентным биотопливом из абиссинской капусты, состоялся в 2012 году и был признан успешным.
Пассажирский Boeing 787-9, заправленный смесью обычного горючего и биотоплива, провел в воздухе 15 часов и прибыл в аэропорт назначения вовремя. Самолет был заправлен смесью с десятипроцентным содержанием биотоплива для проверки влияния такого горючего на турбовентиляторные двигатели и топливную систему. В будущем содержание биотоплива в баках пассажирских самолетов Qantas планируется значительно увеличить. Авиакомпания уже договорилась с несколькими фермерскими хозяйствами о выращивании первого урожая абиссинской капусты для производства авиационного биотоплива к 2020 году.
В марте прошлого года стало известно, что специалисты NASA совместно с учеными из Германии и Канады провели исследование экологичности авиационного биотоплива и пришли к выводу, что его использование на самолетах позволяет существенно сократить объемы вредных выбросов. В своем исследовании NASA использовало модифицированный авиалайнер DC-8. Этот самолет выполнял полеты на высоте 12,2 тысячи метров. Его заправляли смесью обычного авиационного топлива и биотоплива, изготовленного из гидроочищенных спиртов и жирных кислот, полученных при переработке рыжика.
Каждого вида топлива в смеси было поровну. В полете DC-8 сопровождали три исследовательских самолета, которые летели за ним, то приближаясь на расстояние 90 метров, то отдаляясь на 32 километра. Эти самолеты проводили замеры выбросов DC-8. В результате замеров выяснилось, что в зависимости от режима работы реактивных двигателей DC-8 объем выбросов вредных веществ и сажи был ниже на 50-70 процентов. Это в свою очередь приводило к меньшему образованию конденсационных следов.
Василий Сычёв
Начало коммерческой эксплуатации запланировано на 2025 год
Американская компания Joby Aviation получила разрешение от Федерального управления гражданской авиацией США на проведение летных испытаний первого серийного прототипа полностью электрического аэротакси, собранного на собственной производственной линии компании в Калифорнии. После испытательных полетов прототип станет первым экземпляром аэротакси Joby Aviation, поставленным коммерческому заказчику. Их полноценное серийное производство и коммерческая эксплуатация станет возможна только после получения сертификата типа, сообщает New Atlas. Калифорнийская компания Joby Aviation занимается разработкой электрического аэротакси уже больше десяти лет. Первые испытательные полеты полноразмерного демонстратора начались в 2017 году, а предсерийный прототип поднялся в воздух в 2019 году, пролетев за все время около 48 тысяч километров. В 2023 году компания подготовила к испытаниям серийный прототип аэротакси. Аэротакси Joby S4 — конвертоплан, с возможностью вертикального взлета и посадки. Из шести имеющихся у него электромоторов четыре располагаются на крыле и два на концах V-образного оперения. Внутри кабины оборудованы места для четырех пассажиров и одного пилота. Одно из ключевых преимуществ заключается в низком уровне шума. Например, в режиме висения он составляет всего 55 децибел. Аэротакси способно преодолеть более 240 километров на скорости свыше 320 километров в час. Недавно компания сообщила о том, что Федеральное управление гражданской авиации США выдало сертификат летной годности первому серийному прототипу аэротакси, собранному на производственной линии в Калифорнии. Компания планирует провести летные испытания и после их окончания передать в 2024 году этот экземпляр заказчику — базе ВВС Эдвардс. В дальнейшем Joby Aviation намеревается получить сертификат типа, открывающий дорогу к полноценному серийному производству аэротакси. Их коммерческая эксплуатация и поставки заказчикам ожидаются в 2025. Среди крупных партнеров Joby Aviation, например, американская авиакомпания Delta Airlines, которая планирует использовать парк аэротакси для быстрой доставки пассажиров в аэропорты. Ранее мы рассказывали о первом полете аэротакси другого производителя — компании Volocopter. В отличие от своего конкурента прототип VoloConnect построен по гибридной схеме с винтами для вертикального взлета и посадки, а также крылом и двумя двигателями для горизонтального полета.