Хищные кошки оказались спортивнее своих жертв

Зоологи из Великобритании и Ботсваны выяснили, что хищные кошки, например, львы и гепарды, намного спортивнее своих жертв. У кошек-охотников сильнее мышцы, они быстрее и эффективнее ускоряют и замедляют бег во время преследования, говорится в статье, опубликованном в журнале Nature.

Во время охоты преследуемое животное может выбирать свою скорость, моменты для ускорения, замедления и поворотов. Хищникам же нужно предсказать траекторию жертвы, чтобы перехватить ее и успеть поймать. Так как исход охоты жизненно важен и для охотника, и для добычи, можно предположить, что в процессе эволюции они «соревнуются» в том, кто станет более атлетичным и маневренным, и кто лучше разовьет нужные группы мышц.

Зоологи под руководством Алана Уилсона (Alan Wilson) из Королевского ветеринарного колледжа в Хэтфилде предположили, что хищники будут более «спортивными», чем их жертвы, чтобы успевать маневрировать и менять скорость во время преследования. Чтобы подтвердить или опровергнуть свою гипотезу, исследователи изучили взаимодействие животных на парах гепарда (Acinonyx jubatus) и импалы (Aepyceros melampus), льва (Panthera leo) и зебры (Equus quagga). Животные похожи по весу, а охота происходит на открытых пространствах, где приходится маневрировать на большой скорости.

Исследователи изучали поведение животных в Ботсване в 2012-2016 годах. Они использовали ошейники, оснащенные GPS-трекером и инерциальным измерительным модулем (в IMU обычно есть гироскоп, акселерометр и магнетометр). С помощью приборов зоологи проанализировали 520 погонь четырех гепардов, 515 «пробежек» семерых импал, 2,7 тысячи погонь девятерых львов и львиц и 1,8 тысячи «пробежек» семерых зебр.

Ученые оценивали пять параметров:

• мощность мышц животных и скорость мышечных сокращений, для этого авторы статьи взяли у исследуемых животных биопсию тканей с задних ног;

• как быстро представители каждого вида могут замедлять и ускорять бег;

• как быстро они могут поворачивать;

• с какой скоростью животные бегают во время охоты и какова их максимальная зафиксированная скорость;

• частоту шагов. Каждый шаг — это возможность сменить направление или скорость движения.

Так как у исследователей не было возможности проследить за охотой кошки в ошейнике на антилопу или зебру в ошейнике в реальности, они объединили полученные во время передвижения животных параметры в компьютерную модель и рассчитали, как «спортивность» зверей, их скорость, тактика и расстояние между ними влияет на исход охоты.

Оказалось, что кошки в обоих парах были атлетичнее своих жертв. Сила мышц у них была выше примерно на 20 процентов, скорость — на 38 процентов, ускоряться охотники могли на 37 процентов, а замедляться — на 72 процента быстрее, чем их добыча. Способность поворачивать у тех и других была примерно одинаковой.

Результаты компьютерного моделирования показали, что для антилоп и зебр предпочтительнее более медленный бег, тогда у них есть больше возможностей для маневрирования. А лучшая тактика, которая позволяет уйти от преследования — поворот в последний момент, когда хищник не сможет повторить маневр. Для охотников, наоборот, предпочтительно бежать быстрее, чтобы успеть перехватить и убить добычу. Чем быстрее бегали львы и гепарды, тем с большей вероятностью они хватали зебр или импал.

По одной из гипотез, объясняющих зачем зебрам полоски, они обзавелись ими в качестве камуфляжа. Авторы недавнего исследования показали, что, скорее всего, это не так — львы и гиены начинают различать полоски на небольшом расстоянии, когда они уже чуют жертву, поэтому камуфляж ей уже не поможет.

Побелевшие от горя