Остановку искусственного управления климатом назвали опасной для биоразнообразия

Американские ученые показали, что если пытаться регулировать климат на Земле с помощью геоинженерных подходов, то последующая остановка таких мер приведет к значительному смещению климатических зон. Последствия могут оказаться губительным для некоторых видов живых организмов, особенно в наиболее богатых видами зонах, пишут ученые в Nature Ecology & Evolution.

В качестве одного из возможных методов борьбы с негативными климатическими изменениями на Земле, в частности, проблемой глобального потепления, ученые предлагают использовать геоинженерию — искусственное управление климатом. Меры, которыми предлагается пользоваться при геоинженерном подходе, в первую очередь включают в себя изменение химического состава атмосферы и мирового океана, а также солнечную геоинженерию — распыление в атмосфере аэрозолей с целью уменьшить количество попадающего на поверхность планеты солнечного света. Однако, кроме положительного влияния, такие подходы могут иметь и негативные последствия как для климата, так и для проживающих на Земле живых существ.

Чтобы оценить возможные риски солнечной геоинженерии для биоразнообразия на Земле, американские климатологи под руководством Кристофера Трисоса (Christopher H. Trisos) Мэрилендского университета смоделировали возможное смещение климатических областей во время запуска, продолжения и возможной остановки геоинженерных процедур. Для оценки влияния происходящих при этом изменений на зоны максимального биоразнообразия ученые измерили изменение климатических скоростей — отношения скорости изменения климатических параметров (в первую очередь, температуры и количества осадков) с течением времени к пространственному градиенту того же параметра. Этот показатель несет информацию о том, насколько быстро и в каком направлении будут сдвигаться те или иные климатические зоны и помогает предсказать, куда и с какой скоростью придется мигрировать тем или иным видам морских и наземных животных.

В своей работе ученые рассмотрели сценарий, при котором геоинженерные процедуры по распылению в атмосфере аэрозолей постепенно запускают в течение 10 лет (с 2020 по 2030 год, с начальным уровнем 5 тераграмм SO2), потом продолжают в течение 40 лет, после чего останавливают, также за десять лет. Климатические скорости (для температуры и количества осадков) ученые оценили для всей поверхности планеты, в первую очередь обращая внимание на те зоны, для которых сейчас характерно самое большое разнообразие видов (таких как тропические зоны океанов или бассейн Амазонки). Полученные данные исследователи сравнили с умеренным сценарием естественного развития климата.

Оказалось, что если запуск и продолжение распыления аэрозолей действительно приводит к снижению климатических скоростей относительно текущего уровня и стабилизации климата, то возможное их прекращение, наоборот, приведет к резкому ускорению смещения температурных зон до скоростей порядка 10 километров в год. Это примерно в два раза больше, чем в данный момент и чем будет в ближайшем будущем при естественных сценариях развития климата, не включающих геоинженерные процедуры. Более чем в два раза ускорится и смещение осадочных зон.

Наиболее чувствительными к температурным изменениям окажутся океаны в тропических зонах, а максимальная скорость смещения осадочных зон, согласно данным моделирования, произойдет в области бассейна Амазонки и в Сибири.

Кроме этого, оказалось что при резкой остановке на 30 процентах суши сдвиг температурных и осадочных зон будет происходить в разных направлениях (которые отличаются друг от друга больше, чем на 90 градусов). Суммарный эффект от окончания распыления аэрозолей в атмосфере: ускоренное смещение климатических зон и расхождение осадочных и температурных областей — приведет к значительному изменению существующих экосистем, и, скорее всего, станет причиной вымирания значительного числа видов животных растений.

Чтобы оценить возможные последствия количественно, ученые сравнили скорость смещения климатических зон с данными о смещении ареалов обитания животных в результате глобального потепления в недавнем прошлом. Оказалось, что для большинства животных они примерно в 4 — 7 раз меньше, чем возможная скорость смещения климатических зон при остановке солнечной геонженерии.

Ученые отмечают, что полученные ими результаты — еще одно подтверждение того, что если будет принято решение начать процедуры по искусственному изменению климата, то проводить их надо с очень большой осторожностью, оценив все возможные риски, как для климата, так и для живых организмов.

Недавно ученые показали, что риск негативных последствий геоинженерных подходов резко возрастает при их неравномерном использовании. Так, использование солнечной геоинженерии только в Южном полушарии может привести к увеличению количества тропических циклонов, а применение аналогичных методов в Северном полушарии снизит количество циклонов, но приведет к засухе в Африке.

Императорские пингвины в четырех колониях в море Беллинсгаузена потеряли всех птенцов в 2022 году