Исследователям удалось получить индуцированные плюрипотентные стволовые клетки из дифференцированных клеток соединительной ткани путем введения в них искусственного активатора транскрипции на основе белка Cas9. Для превращения «взрослых» клеток в стволовые оказалось достаточно активировать единственный «фактор Яманаки» — Sox2, либо Oct4. Исследование опубликовано в журнале Cell Stem Cell.
Стволовые плюрипотентные клетки весьма востребованы в медицине — из них можно получить много разных видов клеток, например, нейроны, кардиомиоциты или клетки сетчатки, которые в дальнейшем можно использовать для трансплантации в больной орган. Кроме того, сами стволовые клетки тоже используются для трансплантации — к примеру, мы рассказывали, как трансплантация индуцированных стволовых клеток вылечила мышей от глаукомы, а инъекция стволовых клеток в мозг людей, пострадавших от инсульта, значительно улучшила состояние пациентов.
В 2012 году Нобелевская премия по физиологии и медицине была присуждена японскому ученому Шинья Яманаке за разработку технологии превращения дифференцированных клеток обратно в стволовые — так называемые индуцированные плюрипотентные стволовые клетки (iPSC). Оказалось, что для этого необходимо экспрессировать в клетках четыре белка — фактора транскрипции Oct4, Sox2, Klf4 и c-Myc, которые условно называют «факторами Яманаки».
Исследователи из Институтов Гладстона в США и университета Цинхуа в Китае использовали для искусственного повышения экспрессии этих факторов систему CRISPR-активации на базе модифицированного неактивного белка Cas9 (dCas9). В этой системе dCas9 используется не для редактирования, так как лишен нуклеазной активности, а как «средство доставки» активаторных или репрессорных белков к конкретному участку генома для управления экспрессией генов.
В своей работе ученые использовали в качестве искусственного активатора разработанную несколькими годами ранее конструкцию dCas9-SunTag-VP64, которая обеспечивает привлечение к регуляторному участку гена сразу множества активаторных доменов VP64 и таким образом, обеспечивает высокий уровень экспрессии выбранного гена.
Сначала исследователи использовали конструкцию для одновременной активации в мышиных эмбриональных фибробластах (дифференцированных клетках соединительной ткани) двух «факторов Яманаки» и трех других «стволовых» факторов, и убедились, что в клетках происходит ремоделирование генома и активация генов, характерных для стволовых клеток. Маркерами плюрипотентного состояния клеток служила повышенная экспрессия панели генов, в том числе Oct4, Sox2, Nanog, Esrrb, Nr5a2 и Utf1.
Далее исследователи стали активировать факторы по одному, и обнаружили, что высокий уровень активации единственного гена Sox2, который достигался привлечением к одному из его регуляторных участков (промотор S-17) dCas9, обеспечивает индукцию в плюрипотентные стволовые клетки как мышиных эмбриональных фибробластов, так и фибробластов, выделенных из кожи взрослой мыши. Полученные таким образом стволовые клетки сохраняли свои свойства как минимум в течение 20 пересевов. Активация фактора Oct4 также привела к превращению мышиных фибробластов в стволовые клетки. Для этого оказалось необходимо направить dCas9 не только к промотору гена, но и к удаленному регуляторному участку (энхансеру).
Несмотря на то, что CRISPR-активация уже использовалась для индукции экспрессии генов Sox2 и Oct4, при помощи этого подхода получить индуцированные плюрипотентные стволовые клетки еще не удавалось.
Активация «факторов Яманаки» — не единственный способ обратить дифференцировку клеток. Например, мы рассказывали, как ученые превратили клетки кожи в нейроны путем их последовательной обработки двумя «химическими коктейлями». А в нашем материале вы можете прочитать, как китайские ученые превратили стволовые клетки в сперматозоиды, пригодные для оплодотворения.
Дарья Спасская
Лучшие снимки конкурса European Wildlife Photographer of the Year 2025
24 октября German Society for Nature Photography (GDT) объявило победителей ежегодного конкурса European Wildlife Photographer of the Year, который существует уже четверть века. На этот раз жюри отметило 107 работ в восьми категориях и четырех специальных номинациях. Посмотрите на лучшие снимки этого года.