Проведение урока на свежем воздухе может повысить продуктивность дальнейшей работы в классе. Это выяснили американские ученые, которые в течение 10 недель наблюдали за поведением третьеклассников после уроков на улице и в помещении, сообщается в статье, опубликованной в журнале Frontiers in Psychology.
Ряд работ указывает на пользу свежего воздуха для повышения концентрации внимания и эффективности обучения детей: причем эффективны как частые прогулки и занятия на свежем воздухе, так и большая концентрация деревьев недалеко от школы. Тем не менее, концентрация внимания учеников (и, соответственно, их продуктивность и общего качества урока) может снизиться, если ученики расценят времяпрепровождение на улице как отдых.
В новой работе исследователи из Иллинойсского университета в Урбане-Шампейне под руководством Милберта Пеннера (Milbert L. Penner), решили проверить, как занятия на свежем воздухе влияют на дальнейшую продуктивность учеников в классе. Для этого они провели серию мини-экспериментов, в ходе которого наблюдали за поведением третьеклассников (детей в возрасте от 9 до 10 лет) после сорокаминутного урока либо в парке, либо в классе. Всего таких экспериментов было 20: они проходили в двух разных группах учеников под руководством двух учителей, покрывали различные темы и занимали период в 10 недель. Стоит отметить, что урок на природе занимал чуть меньше времени, чем урок в классе: из 40 минут, которые обычно идет урок в американской школе, 10 были посвящены прогулке до и из парка.
Продуктивность и качество дальнейшего урока были измерены в соответствии с оценкой учителей и учеников, а также количества «прерываний» (случаев, когда учителю необходимо было прервать объяснение темы, чтобы заново привлечь внимание кого-либо из учеников) и независимых оценок, данных по фотографиям класса во время занятия. Оценка покрывала первые 20 минут от следующего урока.
Исследователи обнаружили, что общая оценка продуктивности работы существенно (p < 0,05) зависела от того, где был проведен предыдущий урок — на улице или в классе. Вероятность того, что общая оценка эффективности работы будет выше после урока на природе, чем после урока в классе, составила 81 процент.
Занятия на природе, таким образом, оказались эффективным способом повышения концентрации внимания при дальнейшем обучении: исследователи отмечают, что учителям удавалось удерживать внимание учеников почти в два раз дольше (то есть без прерываний) после занятия на природе, чем после такого же занятия в классе. Так как урок на свежем воздухе значимо не отличался от соответствующего ему контрольного урока в классе ни по одному из других параметров (количество учеников, учитель, тема урока), разница в концентрации внимания может быть объяснена только местом. Кроме того, этот эффект наблюдался в течение всех десяти недель и в обеих группах учеников. В дальнейшем этот эффект, однако, стоит изучить на большей выборке, среди детей других возрастов и культур, а также при разных подходящих погодных условиях.
Помимо продуктивности учеников психологи также исследуют факторы, влияющие на их поведение. Например, хорошие отношения между учителями и учениками ведут к снижению агрессивности последних.
Елизавета Ивтушок
Негативная музыка от погоды не зависела
Британские, немецкие и австралийские исследователи обнаружили, что вероятность попадания музыки с высокой интенсивностью и позитивными эмоциями в верхние строчки чартов Великобритании увеличивается с ростом температуры воздуха и уменьшается в дождь. При этом популярность меланхоличной музыки от погоды не зависит. Отчет о работе появился в журнале Royal Society Open Science. Музыка — общечеловеческий феномен, присущий всем известным культурам, и часть повседневной жизни большинства людей. Одна из важнейших ее функций — это регуляция настроения. Зачастую люди слушают музыку, чтобы подкрепить, выпустить или сменить текущие эмоции, что, в свою очередь, влияет на физическое здоровье, психическое благополучие и когнитивное функционирование. При этом большинство социально-психологических исследований на эту тему касаются либо индивидуальных черт, таких как возраст или тип личности, либо контекста и жизненных ситуаций. В двух небольших работах было показано, что, когда людей просят представить определенный сезон, это влияет на их выбор музыки — энергичную предпочитают весной и летом, меланхоличную зимой. Однако здесь идет речь о гипотетических ситуациях и субъективных комментариях. Возрастающая доступность данных музыкальных сервисов позволяет проследить более обширные тренды — к примеру, анализ выборки из миллиона пользователей в 51 стране продемонстрировал, что в рабочее время люди больше слушают бодрые композиции, а поздно вечером — расслабляющие, то есть их выбор оформляет и отражает настроение. Сотрудники Оксфордского университета, Институтов эмпирической эстетики и человеческих когнитивных и нейронаук Общества имени Макса Планка, Университетов Джеймса Кука и Кертина под руководством Мануэля Англады-Торта (Manuel Anglada-Tort) сосредоточили внимание на корреляции музыкальных предпочтений с погодой. Они воспользовались данными обо всех синглах, вошедших в недельные топ-100 официального чарта Великобритании с 1953 по 2019 год — всего 23859 песен 7398 исполнителей. С помощью сервиса Spotify для каждой композиции определили девять ключевых аффективных параметров: громкость, танцевальность, энергичность, инструментальность, акустичность, разговорность, присутствие живой аудитории, позитивный или негативный эмоциональный заряд и темп. Последний параметр оценивали в ударах в минуту, остальные дихотомически (0 или 1). Для всех этих показателей определили месячные корреляты с данными государственной метеослужбы о температуре воздуха, количестве ярких солнечных часов и дней с осадками более миллиметра, а также ввели поправку на долгосрочные тренды в погоде и музыке. Анализ проводили методом главных компонент и с помощью обобщенных аддитивных моделей. Выяснилось, что энергичная и позитивная музыка чаще появлялась в чартах при теплой и солнечной погоде, причем это проявлялось сильнее всего в те месяцы, когда тепла и солнца было мало (наиболее востребованной она оказалась в конце лета и осенью). В дождливую пору, напротив, такие мелодии пользовались меньшей популярностью. При введении дополнительных поправок на сезонные факторы помимо погоды (например, отпуска и праздники) влияние солнечного света оказывалось незначимым, а тепла и осадков — сохранялось. Спокойная и негативная музыка с погодными факторами и временем года никак не коррелировала. Дополнительный анализ, учитывающий популярность песен, выявил наибольшую связь с погодой композиций из топ-10, при этом у нижних 10 строк топ-100 она практически отсутствовала. Предположительно, совпадение настроения композиции с преобладающей погодой может быть фактором, который способствует ее продвижению к вершине чарта. Как пишут авторы работы, полученные результаты дополняют исследования из других областей (например, финансов, преступности, психического здоровья), демонстрируя, что крупномасштабные популяционные предпочтения культурных феноменов (в данном случае музыки) находятся в числе прочего под влиянием долговременных факторов окружающей среды (погоды) через механизмы регуляции настроения. В 2017 году канадские нейробиологи выяснили, что за наслаждение музыкой отвечает та же мозговая система, что и за удовольствие от психоактивных веществ, секса и еды. Чтобы объективно оценить степень вовлеченности в прослушивание музыки, их американские коллеги два года спустя измерили синхронизацию с ней мозговой активности. Тогда же другой канадский коллектив показал, что фактор неожиданности повышает удовольствие от музыки.