Аксана Богордаева из Тюменского научного центра Сибирского отделения РАН, выяснила, что северные ханты наряжают своих духов-покровителей в военную или ведомственную форму, либо же шьют для духов одежду, имитирующую форменную. Как сообщается в Вестнике археологии, антропологии и этнографии, исследователи находили подобные артефакты в святилищах северных хантов еще в XVIII веке, и традиция надевать на духов форму сохранилась до сих пор.
Семейные духи-покровители представляли собой либо фигурки из дерева, металла или ткани, либо случайно обнаруженные предметы необычной формы. Ханты изготавливали антропоморфные фигурки в особых случаях, например при образовании новой семьи или отселении отца от сына, и передавали их по наследству. Духам-покровителям приносили жертвы, в том числе, их наряжали в жертвенную одежду и обувь.
В Российской империи начиная со второй половины XVIII века в качестве форменной военной и ведомственной одежды (ее верхней части) часто использовались суконные двубортные сюртуки, кафтаны или мундиры с двумя рядами металлических пуговиц. Во второй половине XIX века сравнительно дешевые сюртуки стали вытеснять другие виды форменной одежды.
Стоит отметить, что металлические пуговицы пользовались большой популярностью у хантов и манси. Ими украшали одежду, сумки, пояса, и использовали в обрядовых практиках. Латунные, оловянные или медные пуговицы нашивали на края жертвенных платков в качестве подвесок, также их нашивали на одежду духов-покровителей. Ранее этнографы на основе анализа источников XVI-XX веков и по результатам собственных исследований пришли к выводу, что ханты и манси наделяли своих духов-покровителей атрибутами и символами власти, характерными для того или иного периода российской истории. Сначала северные народы приносили в жертву духам оружие и суконную военную форму. Позднее к ним добавились оружие, одежда и обувь, подаренные императором местным князьям, а потом и суконная форма гражданских служащих.
В новом исследовании Богордаева проанализировала этнографическую литературу, а также результаты этнографических экспедиций 2005-2010 годов в Ханты-Мансийском и Ямало-Ненецком автономных округах, в ходе которых исследователи описывали изображения духов-покровителей северных хантов и пожертвованную им одежду.
Оказалось, что одежда в святилищах делится на два типа: форменные сюртуки или мундиры, и одежда, сшитая самими хантами, имитирующая форменную. Так, этнографы находили среди жертвенной одежды солдатские кафтаны XVIII столетия с галунами и пуговицами, а также сюртуки XIX века. Когда одежда духов изнашивалась, им шили новые предметы костюма, обуви или головных уборов по образцу старых. Например, суконный халат, украшенный металлическими пуговицами в два ряда с воротником-стойкой или куртка с длинными рукавами и галуном из тесьмы. По мнению Богордаевой, «форменную» одежду отличали нашитые вдоль края металлические бубенчики или пуговицы, иногда с эмблемой ведомства или государственной атрибутикой. Именно они служили признаком высокого статуса. «Если этот знак соотносился с традиционной символикой хантов, то такие пуговицы наделялись более высоким статусом; по возможности их выменивали, покупали и использовали для украшения одеяний фигурок духов-покровителей», — отмечает исследовательница.
Ранее исследователи собрали глобальную базу данных о культуре более 1400 человеческих сообществ, основанную на этнографических исследованиях, проведенных в XIX-первой половине XX веков.
Причем эта кость была сломана незадолго до смерти человека
Во Вьетнаме раскопали любопытный скелет древнего мужчины, который жил примерно 12 тысяч лет назад. Исследователи обнаружили, что останки принадлежали человеку с добавочным ребром, на котором видны следы травмы, случившейся за несколько месяцев до кончины мужчины. При этом рядом с костями археологи нашли небольшой фрагмент каменного наконечника, которым, возможно, его и ранили, о чем сообщается в статье из журнала Proceedings of the Royal Society B: Biological Sciences.