Аксана Богордаева из Тюменского научного центра Сибирского отделения РАН, выяснила, что северные ханты наряжают своих духов-покровителей в военную или ведомственную форму, либо же шьют для духов одежду, имитирующую форменную. Как сообщается в Вестнике археологии, антропологии и этнографии, исследователи находили подобные артефакты в святилищах северных хантов еще в XVIII веке, и традиция надевать на духов форму сохранилась до сих пор.
Семейные духи-покровители представляли собой либо фигурки из дерева, металла или ткани, либо случайно обнаруженные предметы необычной формы. Ханты изготавливали антропоморфные фигурки в особых случаях, например при образовании новой семьи или отселении отца от сына, и передавали их по наследству. Духам-покровителям приносили жертвы, в том числе, их наряжали в жертвенную одежду и обувь.
В Российской империи начиная со второй половины XVIII века в качестве форменной военной и ведомственной одежды (ее верхней части) часто использовались суконные двубортные сюртуки, кафтаны или мундиры с двумя рядами металлических пуговиц. Во второй половине XIX века сравнительно дешевые сюртуки стали вытеснять другие виды форменной одежды.
Стоит отметить, что металлические пуговицы пользовались большой популярностью у хантов и манси. Ими украшали одежду, сумки, пояса, и использовали в обрядовых практиках. Латунные, оловянные или медные пуговицы нашивали на края жертвенных платков в качестве подвесок, также их нашивали на одежду духов-покровителей. Ранее этнографы на основе анализа источников XVI-XX веков и по результатам собственных исследований пришли к выводу, что ханты и манси наделяли своих духов-покровителей атрибутами и символами власти, характерными для того или иного периода российской истории. Сначала северные народы приносили в жертву духам оружие и суконную военную форму. Позднее к ним добавились оружие, одежда и обувь, подаренные императором местным князьям, а потом и суконная форма гражданских служащих.
В новом исследовании Богордаева проанализировала этнографическую литературу, а также результаты этнографических экспедиций 2005-2010 годов в Ханты-Мансийском и Ямало-Ненецком автономных округах, в ходе которых исследователи описывали изображения духов-покровителей северных хантов и пожертвованную им одежду.
Оказалось, что одежда в святилищах делится на два типа: форменные сюртуки или мундиры, и одежда, сшитая самими хантами, имитирующая форменную. Так, этнографы находили среди жертвенной одежды солдатские кафтаны XVIII столетия с галунами и пуговицами, а также сюртуки XIX века. Когда одежда духов изнашивалась, им шили новые предметы костюма, обуви или головных уборов по образцу старых. Например, суконный халат, украшенный металлическими пуговицами в два ряда с воротником-стойкой или куртка с длинными рукавами и галуном из тесьмы. По мнению Богордаевой, «форменную» одежду отличали нашитые вдоль края металлические бубенчики или пуговицы, иногда с эмблемой ведомства или государственной атрибутикой. Именно они служили признаком высокого статуса. «Если этот знак соотносился с традиционной символикой хантов, то такие пуговицы наделялись более высоким статусом; по возможности их выменивали, покупали и использовали для украшения одеяний фигурок духов-покровителей», — отмечает исследовательница.
Ранее исследователи собрали глобальную базу данных о культуре более 1400 человеческих сообществ, основанную на этнографических исследованиях, проведенных в XIX-первой половине XX веков.
Для этого они отсеквенировали ДНК 32 человек
Палеогенетики отсеквенировали ДНК 32 индивидов, которых в эпоху поздней бронзы похоронили под одним и тем же курганом, расположенным на территории современной Челябинской области. Ученые установили многочисленные родственные связи между людьми и построили генеалогическое дерево, состоящее из трех поколений. Кроме того, анализы показали, что существенная часть предков носителей срубно-алакульской культурной традиции происходила от более раннего населения Южного Урала — представителей синташтинской культуры. Результаты исследования опубликованы в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences.