Разработчики из Корейского института передовых технологий (KAIST) создали и испытали беспилотный летательный аппарат Nsphere, выполненный по самолетной схеме, но имеющий существенное отличие от традиционного самолета. Согласно сообщению института, аппарат получил цельноповоротные раздельно управляемые консоли крыла, на которых установлены электромоторы с воздушными винтами. Как заявили разработчики, такое решение позволило существенно повысить маневренность беспилотника.
Современные беспилотники, выполненные по самолетной схеме, имеют неподвижное крыло, на котором размещены подвижные элементы. Эти элементы позволяют управлять полетом. В простейшем случае крыло беспилотника может быть оснащено элеронами — отклоняемыми плоскостями в задней части крыла, изменение угла установки которых позволяет управлять креном аппарата. Более сложные беспилотники могут оснащаться закрылками для увеличения площади крыла при посадке и интерцепторами для торможения и снижения подъемной силы.
Беспилотник, разработанный KAIST, выполнен по классической самолетной схеме среднеплана с обычными хвостовыми стабилизаторами. Правая и левая консоли крыла выполнены поворотными относительно продольной оси. На каждой из консолей установлены по электромотору с тянущими воздушными винтами. Еще один отклоняемый вниз электромотор с толкающим воздушным винтом установлен в хвостовой части. Он поддерживает ускорение беспилотника, когда воздушные винты на крыле становятся рулевыми.
В полете отклонение консолей крыла в противоположные стороны, точно так же как и отклонение элеронов при обычной самолетной схеме, позволяет управлять креном. Синхронный поворот консолей вверх или вниз в горизонтальном полете позволяет быстрее набирать или уменьшать высоту полета. При этом установка консолей на угол 90 градусов воздушными винтами вверх позволяет реализовать на Nsphere вертикальные взлет и посадку, а также режим висения в воздухе.
Разработчики наделили беспилотник и функцией раздельного управления оборотами электромоторов. При горизонтальном полете увеличение частоты вращения левого или правого двигателя позволяет управлять рысканием беспилотника, а при вертикальном — креном аппарата. Другие подробности о беспилотнике не раскрываются. Разработка Nspehere ведется с 2016 года. В настоящее время разработчики из KAIST ожидают получения патентов на изобретение в США и Южной Корее.
Следует отметить, что схема с цельноповоротными консолями крыла уже была реализована разными разработчиками прежде, однако их аппараты не имели раздельного управления поворотом консолей. Такие летательные аппараты получили название «тилтвинг». В частности, по такой схеме в 1950-х годах разрабатывались американские летательные аппараты Hiller X-18, Vertol VZ-2 и Kaman K-16B. По схеме «тилтвинг» планируется собрать и перспективное беспилотное электрическое аэротакси Airbus Vahana.
Василий Сычёв
Полнофункциональный прототип компания планирует представить приблизительно через 2-3 года
Китайская компания Fourier Intelligence представила на международной выставке World AI Conference прототип человекоподобного робота GR-1. Робот высотой 165 сантиметров и весом 55 килограмм сможет поднимать груз сопоставимой массы. Ожидается, что робот будет выступать в роли помощника для пожилых людей и пациентов, которым требуется реабилитация, сообщает New Atlas. С момента появления прототипа экспериментального человекоподобного робота Atlas, созданного компанией Boston Dynamics, прошло уже несколько лет. Этот робот получил широкую известность благодаря множеству видеороликов, в которых он бегал, танцевал и даже выполнял прыжки с элементами паркура. С тех пор в области разработки гуманоидных роботов появились новые игроки. Например, компания Agility Robotics представила свою версию человекоподобных роботов Digit, основным предназначением которых станет работа с грузами на складах. Компания Tesla, которая знаменита прежде всего разработкой и выпуском электромобилей, также недавно представила обновленный прототип человекоподобного робота общего назначения под названием Optimus. Интерес автопроизводителя к производству роботов объяснил глава компании Илон Маск, который считает, что уже в недалеком будущем спрос на человекоподобных роботов может составить от 10 до 20 миллионов штук. На проходящей в Шанхае международной выставке World AI Conference 2023 китайская компания Fourier Intelligence, специализирующаяся на производстве медицинских экзоскелетов и оборудования для физиотерапии и реабилитации, представила прототип ходячего робота GR-1 собственной разработки. Рост прототипа составляет 165 сантиметров, а вес 55 килограмм. На лицевой части головы будет расположен экран для отображения информации. На данный момент GR-1 способен ходить со скоростью до 5 километров в час, может обходить препятствия и брать предметы в руки. Электрические актуаторы обеспечивают 40 степеней свободы конечностям робота и позволят поднимать груз массой до 50 килограмм, что сравнимо с его собственной массой. Хотя GR-1 разрабатывается как робот общего назначения, главной его задачей по замыслу разработчиков должна стать помощь в уходе за одинокими пожилыми людьми и пациентами, которым нужна реабилитация. Робот, например, будет помогать переносить пациентов с кровати в кресло-коляску и подавать нужные предметы. К концу 2023 года Fourier Intelligence планирует произвести 100 экземпляров GR-1. Эти прототипы пока не будут обладать всеми заявленными функциями и в первую очередь будут выступать в качестве платформы для экспериментов в исследовательских лабораториях. Полнофункциональный же прототип компания планирует представить приблизительно через 2-3 года. https://www.youtube.com/watch?v=KoAEaZm1Hw4 Ранее мы рассказывали о другом китайском гуманоидном роботе, созданном компанией UBTECH Robotics. Он умеет обходить препятствия, брать в руки предметы и общаться с людьми голосом и световыми индикаторами.