Финские химики-теоретики составили атлас свойств двумерных металлов. Атлас включает в себя 45 различных металлов, три типа кристаллических решеток и содержит информацию об энергии и длине межатомных связей, а также о механических свойствах таких кристаллов, пишут ученые в Physical Review B.
С тех пор, как в 2004 году был открыт графен, различные двумерные материалы, состоящие из одного или нескольких атомарных слоев, привлекают внимание ученых в качестве потенциальных элементов нанотранзисторов, сенсорных панелей или различных датчиков. Такие кристаллы, в зависимости от своего химического состава, могут иметь различные физические свойства, но практически во всех из них атомы связаны между собой ковалентными связями. Недавно в одном из экспериментов обнаружили, что в поре графена можно получить небольшие участки атомарно тонких двумерных кристаллов, полностью состоящих из атомов железа. Оказалось, что некоторые металлы, в частности золото, серебро, медь и платина, действительно могут образовывать устойчивы двумерные фазы и в виде простых веществ. Однако никаких систематических исследований по изучению их устойчивости и возможных свойств к настоящему моменту не проводилось даже с использованием теоретических методов.
Чтобы провести систематический анализ таких материалов, финские химики-теоретики Янне Невалаита (Janne Nevalaita) и Пекка Коскинен (Pekka Koskinen) из Университета Йювяскюля решили рассчитать и собрать вместе свойства как можно большего числа двумерных простых металлов. Использовав численный расчет с использованием метода функционала плотности, ученые получили данные о свойствах 45 металлов от лития до висмута с тремя различными типами кристаллических решеток: квадратной и двух решеток с гексагональной симметрией (с плотной упаковкой и с сотовой структурой).
Чтобы доказать, что предложенная модель работает, с помощью нее также были посчитаны свойства трехмерных металлических решеток, для которых известны большое количество экспериментальных данных. Ошибка при определении энергии связи в трехмерных металлов не превосходила 0,28 электронвольт, что подтвердило возможность использовать предложенную модель и для расчета свойств двумерных кристаллов.
В результате были получены данные об энергии и длине связи между атомами, модуль сжатия металла, а также другие параметры, характеризующие его механические и электронные свойства.
Оказалось, что для подавляющего большинства исследованных металлов обе гексагональные решетки являются значительно более устойчивыми, чем квадратная. При этом большая часть свойств двумерных металлов (как химических, так и механических) наследуется от трехмерных кристаллов с аналогичным типом решетки и связана с ними линейно. Поэтому зная величины различных физических параметров для трехмерных металлов, можно качественно довольно точно оценить и свойства двумерных металлов.
С помощью предложенного метода ученые также смогли получить данные о других упругих свойствах: модуль упругости и модуль изгиба — и карту электронной плотности в решетке.
По словам ученых, полученные данные будут в первую очередь характеризовать двумерные металлы, закрепленные на других двумерных материалах, например в порах графена. Однако именно в таком виде двумерные металлы сейчас и удается получать. Поэтому в будущем эти результаты должны стать ориентирами при планировании экспериментов по получению металлических пленок атомарной толщины. Поскольку связь в двумерных кристаллах является ненаправленной, такие материалы могут обладать интересными механическими свойствами, которые сильно отличаются от свойств ковалентных кристаллов и их можно будет использовать в качестве, например, проводящих мембран.
Сейчас двумерные металлические материалы планируют использовать в качестве элементов гетероструктур атомарной толщины, в которых можно управлять механическими и электронными свойствами. Кроме этого, в настоящее время активно развиваются и другие методы для получения ковалентных гетероструктур из двумерных полупроводниковых пленок, в частности, состоящие из полос разного химического состава или содержащие одномерную структуру внутри двумерной.
Александр Дубов
Высокая энергия нейтрино может возникать на поздних стадиях хокинговского излучения
Физики из США предположили, что зарегистрированное детектором KM3NeT нейтрино с энергией 220 петаэлектронвольт может быть следствием взрыва первичной черной дыры в конце жизненного цикла. Модель показывает, что небольшая доля таких объектов могла бы объяснить как редкий всплеск, так и высокоэнергетические события, также наблюдавшиеся ранее обсерваторией IceCube. Работа опубликована в журнале Physical Review Letters.