Специалисты авиатехнической базы 45-й армии ВВС и ПВО Северного флота восстановили до ходового состояния эрзац-танк НИ-1 («На испуг»). Такие машины выпускались в Одессе летом-осенью 1941 года во время обороны города. Согласно сообщению Министерства обороны России, восстановленный эрзац-танк пополнил экспозицию филиала Военно-морского музей Северного флота России в Сафоново в Мурманской области.
Термин «эрзац», означающий неполноценный заменитель чего-либо, впервые появился в Германии во время Первой мировой войны. Из-за дефицита и галопирующей инфляции в стране обычные продукты получили дешевые заменители. В частности, эрзацами называли маргарин, сахарин и цикорий, заменившие более дорогие сливочное масло, сахар и кофе соответственно.
Эрзац-бронетехника — дешевые в производстве боевые машины, которыми в войсках пытались заменить полноценную бронетехнику. Эрзац-танки «На испуг» собирались на базе сельскохозяйственных гусеничных тракторов СНЗ-5. Эти машины получили переваренные легкоброневые корпуса с пушками калибра 37 или 45 миллиметров, а также по одному-два пулемета калибра 7,62 миллиметра.
Поскольку производство танков велось вручную и буквально второпях, все машины имели некоторые различия по размерам и использованным материалам. В среднем длина НИ-1 составляла 4,2 метра, ширина — 1,9 метра, а высота — 2,4 метра. Бронетрактора могли развивать скорость до 20 километров в час, а дальность их хода по топливу составляла 140 километров.
Поводом для разработки эрзац-танка стал острый дефицит бронированной техники, необходимой защитникам Одессы для обороны города от немецко-румынских войск. Выпускать машины, названные «На испуг», предложил главный инженер Одесского машиностроительного завода имени Январского восстания.
Изначально бронетракторы названия не имели. В ночь на 20 сентября 1941 года 20 таких машин приняли участие в бою против румынских войск, осаждавших Одессу. Часть этих эрзац-танков была оснащена муляжами орудий, а ставка делалась на психологический эффект — на бронетракторах включили фары и сирены, после чего они двинулись в темноте на румынские траншеи.
Внезапность этого хода обратила противника в бегство. И именно после этого боя бронетракторы получили название НИ-1, или «На испуг». В общей сложности за несколько месяцев производства НИ-1 в Одессе были выпущены 69 таких эрзац-танков. 15 октября 1941 года несколько уцелевших эрзац-танков прикрывали отступление, а затем использовались в учебных целях румынскими войсками.
Восстановление одного из эрзац-танков «На испуг» велось по инициативе командующего Северным флотом Николая Евменова. Во время работ энтузиасты полностью заменили шасси машины и переварили бронекорпус. Восстановленная машина не является оригинальным бронетрактором — ее сделали уже после войны и включили в состав выставки бронетехники на побережье губы Грязная Кольского залива.
Как ожидается, восстановленный бронетрактор будет использоваться в исторических реконструкциях и парадах. В частности, планируется, что машина пройдет на параде, посвященном 100-летию Рабоче-крестьянской Красной армии в феврале 2018 года.
В 2014 году Центральный музей бронетанкового вооружения и техники Министерства обороны России в Кубинке восстановил до ходового состояния единственный сохранившийся образец советского тяжелого пятибашенного танка Т-35А. Машина имеет заводской номер 0197-7. Эту машину собрали в 1935 году на Харьковском паровозостроительном заводе имени Коминтерна.
До Великой Отечественной войны Т-35А использовался для подготовки танкистов в нескольких военных училищах. В 1940-х годах танк перевели на испытательный полигон, а в 1951 году — передали в Центральный музей бронетанкового вооружения и техники.
Василий Сычёв
Американская компания Oshkosh Defense представила тихую версию бронемашины JLTV — eJLTV. Она получила гибридно-электрическую силовую установку, обеспечивающую экономию топлива на 20 процентов.