Мыши повысили голос на сородичей противоположного пола

Мыши меняют голос в зависимости от пола «собеседника» — они издают более высокочастотные звуки, когда общаются с особями противоположного пола, говорится в статье, опубликованной в журнале PLoS ONE.

Во время социального и сексуального взаимодействия с сородичами домовые мыши (Mus musculus) производят ультразвуковые вокализации, отдаленно схожие с птичьим пением. Всего ученые выделяют 10 «слогов», сочетая которые животные выстраивают своеобразные «предложения». Ультразвуковые сигналы помогают мышам запугивать врагов или привлекать партнеров, а также находить членов своей группы.

Эти вокализации до сих пор изучались у мышей, многие поколения живших в лабораторных условиях. Команда исследователей во главе с Сарой Зала (Sarah Zala) из Института этологии Конрада Лоренца исследовала вокализацию первого поколения домашних мышей, родившихся у диких пойманных родителей.

Ученые сравнили, какие звуки издают мыши во время общения в парах с особями своего и противоположного пола. Зоологи записали образцы «речи» 20 самок и 20 самцов, каждая запись длилась ровно 10 минут. После этого они провели спектрографический анализ «слогов» и проследили за изменением их частоты, амплитуды и длительности.

Как и ожидалось, исследователи обнаружили заметные индивидуальные отличия в количестве сигналов, которые издавали подопытные (от 4 до 2083 «слогов» за 10 минут). Более половины испытуемых оказались «неразговорчивыми» (менее 50 отдельных элементов за 10 минут).

Однако выяснилось, что мыши из первого поколения, живущего в неволе, в среднем издают больше ультразвуковых призывных сигналов, когда контактируют с особями противоположного пола, чем коренные обитатели лабораторий. Кроме того, увеличивается и частота самой вокализации. При этом амплитуда сигналов, издаваемых самцами, также была выше, когда они общались с другими особями своего пола.

Открытие говорит в пользу того, что на «манеру общения» мышей может влиять пол их собеседников. Тем не менее, однозначно объяснить причину этого явления исследователи не могут — для этого необходимы дополнительные исследования.

В прошлом зоологи пришли к выводу, что научение языку через социализацию характерно не только для людей, но и для других млекопитающих. Исследователи показали, что молодые летучие мыши при обучении вокализации перенимают не тот «диалект», который использовали их матери, а тот, который они слышали наиболее часто при взрослении.

Бактерии прокатились по кариозным зубам верхом на грибках

Развитие кариеса зависит не только от наследственности и питания, но и от микробиоты полости рта. Микробиологи и стоматологи из США, Германии и Швейцарии изучили взаимодействие частых виновников раннего детского кариеса — грибка Candida albicans и бактерии Streptococcus mutans. Эксперимент, результаты которого опубликованы в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences, показал, что бактериальные и грибковые клетки образуют устойчивые конгломераты в слюне. На начальных этапах колонизации зуба псевдомицелий гриба «ходит» гифами по субстрату, таская на себе бактериальные клетки. Столь необычный тип движения повышает скорость колонизации в три раза, а скорость развития кариеса — в два.