Американские климатологи с помощью математического моделирования выяснили, как рост концентрации парниковых газов повлияет на изменение карты ветров Земли. Оказалось, что в ближайшие десятилетия в средних широтах Северного полушария мощность ветров может заметно снизиться, пишут авторы исследования в Nature Geoscience. Это значит, что ветряные электростанции в будущем нужно будет устанавливать значительно южнее, чем это делается сейчас.
Использование ветра в качестве источника энергии — один из основных путей замещения углеродной энергетики, которая является одним из основных источников углекислого газа в атмосфере и считается одной из причин глобального потепления. Многие страны пошли именно по этому пути, и с 2006 года количество ветроэнергетических установок выросло почти на четверть. Тем не менее все современные оценки будущей эффективности ветроэнергетики основаны на текущем состоянии климата. Поэтому проектируют, строят и оценивают эффективность ветроэлектростанций, исходя из современной интенсивности и направления ветров. Однако в результате как естественных климатических явлений, таких как Южная осцилляция, так и непрекращающегося роста содержания углекислого газа в атмосфере, ветровая карта Земли в ближайшее время может существенно поменяться.
Группа климатологов из Колорадского университета в Боулдере под руководством Кристофера Карнаускаса (Kristopher Karnauskas) с помощью компьютерного моделирования оценила, как может повлиять выброс парниковых газов на изменение мощности ветров в ближайшее время. Для этого они использовали компьютерную модель CMIP5, в которой рассмотрели два возможных сценария увеличения содержания парниковых газов в атмосфере в ближайшие несколько десятилетий. Эту модель уже проверяли на распределении мощности ветров в прошлом и она с большой точностью реконструировала годы максимумов мощности на всех континентах, кроме Антарктиды.
Оказалось, что для обоих сценариев динамики выбросов моделирование предсказывает очень неоднородное изменение мощности ветров на Земле в ближайшие десятилетия. При этом сценарий динамики выбросов влияет только на величину изменения, но не на общую тенденцию. Так, в США к 2050 году ветер в среднем должен стать слабее примерно на 8–10 процентов, а к 2100 году — на 14–18 процентов. А, например, в Бразилии — наоборот, к 2050 году средняя мощность ветра вырастет более чем на 20 процентов, а к 2100 году — более чем на 40 процентов.
В целом, в Северном полушарии интенсивность ветров на средних широтах заметно снизится, а в тропических зонах и в Южном полушарии интенсивность ветров будет, наоборот, увеличиваться. Все эти изменения, по словам климатологов, связаны с перераспределением температуры поверхности Земли и сменой направлений атмосферных потоков.
Авторы работы отмечают, что несмотря на то, что эти результаты нельзя считать точными предсказаниями климатических изменений на Земле в течение в XXI века, они дают информацию об общих тенденциях. Эти данные могут оказаться весьма полезными при проектировании и строительстве ветроэлектростанций в ближайшем будущем — вероятно, в более южных областях, чем это делается сейчас.
Заметная асимметрия климатических изменений для Северного и Южного полушарий характерна не только для карты мощности ветров. Например, недавно климатологи промоделировали возможные последствия солнечной геоинженерии на Земле, и для разных полушарий влияние оказалось практически противоположным: если в Южном полушарии она приведет к увеличению количества тропических циклонов, то в геоинженерия в Северном полушарии может повлечь за собой мощные засухи в Африке.
Александр Дубов
Впрочем, на острове уже давно живут другие кровососущие двукрылые
В Исландии впервые обнаружили комаров. Как сообщает издание RUV, вечером 16 октября 2025 года Бьёрн Хьялтасон (Björn Hjaltason), натуралист-любитель из муниципалитета Кьосархреппур на западе острова, повесил около своего дома пропитанную вином веревку и наблюдал за насекомыми, которых привлек ее запах. Среди них он заметил незнакомого представителя отряда двукрылых (Diptera) и поймал его. Позднее, 17 и 18 октября, Бьёрну Хьялтасону удалось добыть еще по одному такому же насекомому. Натуралист передал всех трех особей энтомологу Маттиасу Альфредссону (Matthías Alfreðsson) из Института естественных наук Исландии. Тот идентифицировал их как комаров, принадлежащих к широко распространенному в Палеарктике виду Culiseta annulata. Две особи оказались самками, а одна — самцом.