Часто встречающиеся объекты из рабочей памяти облегчают процесс визуального поиска даже в том случае, если изначально они должны были отвлекать. Это выяснила группа китайских и финских ученых, которые провели эксперимент, в ходе которого участникам необходимо было найти цель среди различных геометрических фигур. Статья опубликована в журнале Scientific Reports.
Количество окружающих нас объектов обычно намного больше, чем мозг способен обработать одновременно. Соответственно, некоторая информация, которая находится в визуальном поле, например, при зрительном поиске, будет игнорироваться, в то время как другая — наоборот, будет использована для направления выборочного внимания.
Объекты, которые находятся в рабочей памяти, могут повлиять на процесс визуального поиска в соответствии с принципом работы нисходящего внимания: время реакции при поиске стимула будет короче, если этот стимул появится рядом с объектом, который был представлен ранее (то есть с тем, который находится в рабочей памяти). Такая информация может не только направлять внимание в сторону нужного стимула, но и отвлекать от него: однако, если отвлекающая роль таких стимулов известна, человек при визуальном поиске сможет эффективно их игнорировать. Тем не менее, до сих пор до конца не ясен механизм игнорирования подобной информации: например, непонятно, ингибируется ли внимание каждый раз при появлении отвлекающего объекта из рабочей памяти, или достаточно одного раза — после чего этот процесс становится автоматическим. Кроме того, неясно, необходимо ли знание об «отвлекающей» роли такого стимула, или же его ингибирующая роль может стать понятна уже во время поиска.
Для того, чтобы проверить это, ученые под руководством Цяня Лью (Qiang Liu) из Китайского университета электроники и технологий, провели эксперимент, в ходе которого участникам (всего их было 30) необходимо было запомнить простую геометрическую форму определенного цвета — например, это мог быть зеленый треугольник. После этого участников просили найти нужную фигуру (она была отмечена специальным квадратиком, одна сторона которого была не замкнута) среди шести фигур: три из них были целевыми (то есть квадратик мог появиться в одном из них), а три были отвлекающими. Отвлекающие фигуры могли либо совпадать с той фигурой, которую участников просили запомнить, либо нет: то есть отвлекающей фигурой мог быть как зеленый треугольник, так и, например, синий четырехугольник (в качестве контрольного условия). Вероятность появления фигуры из рабочей памяти варьировалась: в условии с низкой вероятностью (для одной половины группы) они появлялись с вероятностью 20 процентов, а в условии с высокой (для другой группы) — с вероятностью 80 процентов.
Ученые предположили, что в условиях с высокой вероятностью появления объекта из рабочей памяти ингибирование отвлекающей информации будет лучше работать в активном экспериментальном условии — то есть при появлении треугольника — в сравнении с контрольным, в то время как низкая вероятность приведет к тому, что появление объекта из рабочей памяти будет отвлекать сильнее. Главным показателем реакции были движения глаз, записанные с помощью специального прибора.
Результаты эксперимента показали, что поиск целевого квадратика в условиях с высокой вероятностью появления отвлекающего объекта из рабочей памяти происходит в среднем на 200 миллисекунд быстрее, чем в условии с низкой вероятностью.
На основании полученных данных авторы работы делают вывод о том, что высокая вероятность появления уже известной информации в качестве отвлекающего условия заставляет человека привыкать к ее роли: сначала такой объект направляет внимание, а затем успешно игнорируется. С другой стороны, редкое появление объекта из рабочей памяти не работает в качестве эффективного «обучения» внимания.
Способность к эффективному использованию нисходящего внимания при визуальном поиске обнаруживается уже в самом раннем возрасте: так, недавно ученые обнаружили, что шестимесячные младенцы легко находят нужный стимул в том месте, где видели его до этого
Елизавета Ивтушок