«Радиоастрон» остался без водородных часов

Водородный стандарт частоты на борту космического радиотелескопа «Радиоастрон», единственного российского научного космического аппарата, вышел из строя. Ученые намерены переключить аппарат на запасные методы синхронизации и продолжить работу, говорится в сообщении на сайте проекта.

Самый большой в истории космический радиотелескоп «Радиоастрон» с 10-метровой антенной (он был включен в книгу рекордов Гиннеса), работает на орбите с 2011 года. Его главная задача — интерферометрические наблюдения активных ядер галактик, пульсаров, квазаров, межзвездных газовых облаков. Чтобы получить высокое разрешение астрономы проводят наблюдения с помощью космических и наземных радиотелескопов, а затем «складывают» полученные данные. В результате угловое разрешение полученных изображений достигает 27 микросекунд дуги (для сравнения: разрешение телескопа «Хаббл» — 0,05 секунды дуги). Для получения изображения на борту аппарата была установлена пара сверхточных «часов» — два бортовых стандарта частоты на основе водородного мазера, основной и резервный. Первый из них начал сбоить сразу после запуска и включения научной аппаратуры, поэтому ученые начали работать на втором.

Теперь водородный стандарт частоты завершил свою работу после шести лет на орбите в связи с исчерпанием запаса нейтрального водорода. Группа научно-технического сопровождения провела ряд проверок двух других методов синхронизации. В одном используется бортовой рубидиевый стандарт частоты, другая — так называемую замкнутую петлю. В последнем случае космический телескоп синхронизируется с наземными водородными стандартами частоты, находящихся на станции слежения в Пущино (Россия) или в обсерватории Гринбэнк (США).

По словам ученых, оба варианта позволяют получать интерференционный сигнал, однако лучших результатов удалось достичь при использовании замкнутой петли. В сообщении подчеркивается, что «Радиоастрон» продолжает работать, руководители миссии намерены вскоре начать собирать заявки для наблюдений в рамках шестого года открытой программы (июль 2018 — июнь 2019).

Ранее «Радиоастрон» сумел получить самое четкое изображение строение джетов блазара в созвездия Ящерицы BL Lac, а также обнаружить квазар, яркость которого в 10-40 раз превышает теоретически допустимую.