Упавшая в бокал самка дрозофилы испортит запах вина. А самец — нет

Химики выяснили, что одна-единственная самка мухи дрозофилы (Drosophila melanogaster), попавшая в стакан с вином или водой, и пролежавшая там несколько минут, может испортить напиток. При этом самцы дрозофил такого эффекта не производят, сообщается в исследовании, опубликованном на BioRxiv.

Жизненный цикл дрозофил продолжается около 30 дней. Самки откладывают яйца в гниющие фрукты, а через 12-15 часов из них вылупляются личинки. Они развиваются в течение четырех дней, потом превращаются в куколку, а еще примерно через четыре дня — в муху. Как ранее выяснили исследователи под руководством Питера Вицгалля (Peter Witzgall) из Шведского университета сельскохозяйственных наук, самки дрозофил, чтобы привлечь самцов для спаривания, выделяют феромон цис-4-ундеценаль — летучее вещество с неприятным запахом. В час одна муха производит около 2,4 нанограммов феромона. Исследователи обнаружили, что по запаху этого вещества можно различить самок и самцов дрозофил.

В новом исследовании химики решили проверить, можно ли определить пол одной мухи по запаху. Для этого ученые привлекли к органолептическим экспериментам восемь опытных дегустаторов вин из винной области Баден в Германии. Сначала исследователи клали в пустой стакан самку или самца дрозофилы, и через пять минут их оттуда вынимали. Третий стакан был контрольным — пустым. Затем экспертам предлагали понюхать каждый стакан и оценить впечатления по шкале от единицы до девяти. Во втором эксперименте использовался синтетический ундеценаль (10 нанограммов), запах которого дегустаторы сравнивали с запахом самок дрозофил. В заключении, самцов или самок на пять минут помещали в стакан с белым вином или водой, а в другие стаканы наливали от одного до пяти нанограммов растворенного ундеценаля.

Оказалось, что 10 нанограммов синтетического ундеценаля по силе сравнимы с запахом самки, упавшей в стакан. Но запах даже одного нанограмма ундеценаля дегустаторы оценили как неприятный. «Если в стакан положить несколько нанограммов синтезированного феромона, будет чувствоваться такой же неприятный запах, как если бы в этом стакане прогулялась муха», — говорит ведущий автор исследования Поль Бехер (Paul Becher) из Шведского института сельскохозяйственных наук. «Это вещество не только обнаруживается в крошечных количествах, его трудно отмыть. Запах может остаться даже после мытья посуды».

Ранее исследователи выяснили, что гигантские сперматозоиды, которые вырабатывают самцы некоторых дрозофил оказались результатом полового отбора, таким, как оленьи рога или павлиний хвост.

Нейроинтерфейсы научились переводить сигналы мозга в текст в четыре раза быстрее