Новые двигатели сделают ракетные боеприпасы безопаснее

Испытание нового двигателя прямым попаданием пули калибра 12,7 миллиметра

Orbital ATK

Американская компания Orbital ATK разработала нечувствительные к внешним воздействиям двигатели для различных ракетных боеприпасов, которые позволят безопасно хранить их на складах. Как пишет Aviation Week, новые двигатели будут устанавливаться на ракеты Hellfire и боеприпасы реактивных систем залпового огня M270 GMLRS.

Одним из ярчайших примеров последствий срабатывания снаряда, неустойчивого к внешним воздействиям, является пожар на американском авианосце «Форрестол», произошедший 29 июля 1967 года. Тогда один из самолетов на палубе непроизвольно выпустил ракету. В это время авианосец находился в заливе Бакбо, участвуя в войне во Вьетнаме.

Причиной запуска ракеты стал статический разряд. Сам боеприпас попал в другой стоящий на палубе самолет, взорвав его. Это привело к серии взрывов других самолетов, боеприпасов и топлива, находившихся в тот момент на палубе. Пожар, в результате которого погибли 132 человека (экипаж «Форрестол» составлял 5540 человек, включая 552 офицеров) продолжался более 14 часов.

Новые двигатели для ракетных боеприпасов компании Orbital ATK устойчивы к статическим разрядам, высоким температурам и прямому попаданию пуль и осколков. Корпус новой установки выполнен из углепластика. Этот корпус достаточно прочен, чтобы выдерживать нагрузки работающего двигателя.

При попадании пули в углепластиковый корпус она просто пробивает его насквозь, благодаря чему вероятность срабатывания установки существенно снижается. В стандартных двигателях с металлическим кованным корпусом пули обычно пробивают одну стенку и затем рикошетят внутри корпуса, повреждая топливный отсек и вызывая возгорание горючего. При попадании пули в углепластиковый корпус не образуется искр.

Новые нечувствительные к внешним воздействиям двигатели получили также отстегиваемое сопло. Оно держится на хомуте, выполненном из сплава с эффектом памяти. При сильном внешнем нагреве эта скоба разгибается, высвобождая сопло. В этом случае даже если двигатель заработает при нагреве, топливо в нем просто прогорит, а благодаря отсоединению сопла не возникнет тяги для срыва боеприпаса с места.

В мае 2015 года вооруженные силы Израиля начали переходить на использование модернизированных ручных гранат IM26. Преимуществом нового боеприпаса является устойчивость к прямому попаданию пули. Испытания гранат состоялись в июле-августе 2014 года во время израильской операции «Несокрушимая скала» в секторе Газа.

По данным израильских военных, во время операции был зафиксирован по меньшей мере один случай попадания пули противника в гранату десантника; граната не взорвалась, пуля застряла в ней.

Новые боеприпасы IM26 разработаны израильской компанией Israel Military Industries. Они отличаются послойным разнесением высокочувствительных инициирующих и нечувствительных к ударам основных взрывчатых веществ. Нечувствительная к ударам взрывчатка в гранате IM26 располагается во внешнем контуре ближе к оболочке.

Василий Сычёв

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.