Ученые с помощью метаанализа 150 научных статей выяснили, что сильное влияние популярности актеров на успех фильма заметно лишь в краткосрочной перспективе, а отзывы пользователей и мнение кинокритиков влияют на популярность фильма после проката приблизительно одинаково. Статья опубликована в Journal of the Academy of Marketing Sciences.
Успех фильма в прокате (а также при просмотре с цифровых носителей или на стриминговых сервисах типа Netflix) зависит от самых разных факторов: популярности и признания актеров и других членов съемочной группы, потраченных на рекламу средств, а также, к примеру, популярности первоисточника (книги или предыдущих частей франшизы). Ученые пытаются систематизировать данные о популярных фильмах с целью выявить самые важные из этих факторов.
В своей новой статье авторы изучили факторы, влияющие на популярность голливудских фильмов как в краткосрочной (показ фильм в прокате), так и в долгосрочной перспективе. Исследование было проведено с помощью метаанализа 150 научных работ, опубликованных за последние сорок лет. Авторы изучили влияние трех факторов по отдельности: популярности главных актеров и их признания (в виде различных наград), отзывов кинокритиков и отзывов зрителей.
Ученые выяснили, что популярность актеров сильнее всего влияет на финансовый успех фильма во время проката. Затем влияние популярности спадает и на дальнейший успех фильма влияют в одинаковой мере как популярность актеров, так и их профессиональное признание.
Что касается кинокритиков, то они оказывают двойное воздействие на популярность фильма: профессиональные отзывы одновременно влияют на кассовые сборы и предсказывают их. Тем не менее, ученые обнаружили, что на популярность фильма в прокате одинаково влияют и отзывы критиков, и отзывы пользователей.
На популярность фильма в долгосрочной перспективе отзывы и кинокритиков, и пользователей влияют одинаково: авторы, таким образом, исключили свою изначальную гипотезу о том, что отзывы пользователей могут оказывать большее влияние на популярность фильма в долгосрочной перспективе, чем отзывы критиков.
Авторы работы отмечают, что в дальнейшем необходимо также рассмотреть и другие факторы: например, бюджет, рекламу и отношение фильма к какой-либо франшизе — такие данные были недоступны в рассмотренных при анализе работах. Кроме того, ученые указывают на важность проведения подобного исследования на примере фильмов, произведенных в разных странах.
Метаанализ — это научный метод, который заключается в сборе и анализе результатов нескольких исследований; он направлен на проверку одной гипотезы при помощи большого количества данных. Так, в нашей заметке вы можете прочитать о том, как метаанализ помог подтвердить пользу шоколада для сердечно-сосудистой системы, а здесь — о недостатках ряда исследований, посвященных эффектам умеренного употребления алкоголя.
Елизавета Ивтушок
Мнение редакции может не совпадать с мнением автора
Делать ставки на лауреатов Нобелевской премии — дело неблагодарное. Шансы угадать, как правило, очень и очень невелики. В последние годы «гарантированных» премий было, пожалуй, две с половиной: неотвратимые — за бозон Хиггса (физика, 2012 год) и гравитационные волны (физика, 2017), а также спорная, но долгожданная — за CRISPR/Cas (химия, 2020-й). Тем не менее, удержаться от прогнозов и гаданий решительно невозможно. Один из их инструментов для них — наукометрический список Clarivate. Рассказываем, кто в этом году попал в поле зрения наукометристов Clarivate — и какие области науки считаются модными в этом сезоне.