Американская компания Aurora Flight Sciences в ближайшее время проведет испытания обеспилоченного вертолета AEH-1, способного перевозить грузы в полностью автономном режиме. Как пишет Aviation Week, компания уже получила разрешение на проведение испытаний от Федерального управления гражданской авиации США. Как ожидается, во время проверок вертолет должен будет полностью самостоятельно выполнить задание, однако в его кабине будет находиться пилот, который перехватит управление в случае нештатной ситуации.
Сегодня несколько компаний занимаются разработкой систем, которые бы позволили быстро и с небольшими затратами конвертировать пилотируемую авиационную технику в беспилотную. Разработчики полагают, что такие системы могут пригодится американским военным, которые располагают большим парком устаревающих летательных аппаратов, которые можно было бы использовать в качестве беспилотных. Например, конвертированные вертолеты можно было использовать для доставки боеприпасов и провизии, не подвергая риску жизни пилотов.
Конвертация современной авиационной техники, оснащенной электродистанционными системами управления, не представляет особой сложности. В них дополнительный блок управления подключается прямо к системе управления полетом и начинает отдавать команды управляющим приводам. Смонтировать такую систему на авиационную технику с механическим или гидравлическим управлением невозможно, поскольку в таких вертолетах отсутствуют электромеханические приводы для перемещения тяг. Установить электродистанционную систему на старый вертолет очень дорого.
Вертолет AEH-1 создан на базе обычного многоцелевого вертолета UH-1H Huey. Эта машина лишена электродистанционной системы управления. В рамках конвертации на вертолет установили приводы, подключенные к гидравлической системе, связанной с управлением. Кроме того, вертолет получил вычислительную систему, а также набор сенсоров в носовой части: лидар, камеры и лазерный дальномер. С помощью последних машина в автономном полете сможет уклоняться от столкновения с препятствиями.
Система обеспилочивания вертолета рассчитана на получение команд высокого уровня. Это означает, что оператор указывает ей лишь начальную и конечную точки маршрута, а также список заданий, которые машине нужно сделать. Все промежуточные действия, включая расчет оптимального маршрута полета, система обеспилочивания проделает сама. Во время испытаний в полете пилот в кабине обеспилоченного вертолета сможет в случае нештатной ситуации выключить систему и перехватить управление.
Весь испытательный полет беспилотный вертолет должен будет провести в полностью автономном режиме. Согласно планам испытаний, аппарат должен будет принять на борт груз, а затем самостоятельно рассчитать маршрут полета, взлететь, отвезти груз в конечную точку и приземлиться.
Помимо встраиваемой системы обеспилочивания авиационной техники Aurora Flight Sciences занимается разработкой робота-пилота ALIAS. Он представляет собой вычислительную систему, набор камер и манипуляторы. Такой робот позволяет конвертировать любой пилотируемый летательный аппарат в беспилотник без необходимости внесения каких-либо изменений в конструкцию. В мае текущего года робота-пилота установили в тренажере кабины пилотов пассажирского самолета Boeing 737-800NG, и он успешно посадил виртуальный самолет.
Во время испытаний на тренажере Boeing 737-800NG отрабатывался сценарий, по которому командир воздушного судна в полете оказался неспособен вести самолет. Система ALIAS, выполнявшая роль второго пилота, перехватила управление на себя, успешно довела виртуальный самолет до аэропорта и посадила его. Во время испытаний Boeing 737-800NG шел в режиме автопилота, позволяющего самолету выполнять и автоматическую посадку.
Робот ALIAS, поворачивая верньеры на приборной панели, передвигая рукояти закрылков и ручки газа, отдавала автопилоту необходимые команды. Следует отметить, что посадка самолета даже в режиме автопилота крайне сложна. Разработка системы ALIAS ведется по заказу Агентства перспективных оборонных разработок США. Согласно требованию военных, ALIAS должна быстро устанавливаться на любой летательный аппарат без вмешательства в его конструкцию.
Василий Сычёв
Китайские инженеры разработали электрического яка. Центральное телевидение КНР говорит, что это самый большой четвероногий бионический робот в мире. Он может бежать со скоростью до десяти километров в час и нести до 160 килограмм. Его потенциальные миссии включают транспортировку снаряжения и разведку в труднодоступных и опасных районах.