Интерфейс управления назвали причиной столкновения американского эсминца с танкером

«Джон Маккейн» в порту Сингапура

U.S. Navy

Слабая подготовка экипажа американского эсминца «Джон Маккейн» стала причиной столкновения корабля с танкером «Алник» недалеко от Сингапура. Об этом говорится в докладе по итогам расследования инцидента, подготовленном и опубликованном Министерством ВМС США. Как пишет ArsTechnica, хотя в документе это явно и не указано, из него все же следует, что дополнительной причиной столкновения эсминца и танкера могли быть просчеты в интерфейсе, то есть расположении элементов на главной консоли управления.

Столкновение американского эсминца «Джон Маккейн» и нефтяного танкера «Алник» с государственной регистрацией Либерии произошло 21 августа 2017 года. В результате столкновения погибли десять моряков. «Джон Маккейн» получил серьезное повреждение корпуса по левому борту ближе к корме и ниже ватерлинии, однако смог дойти до Сингапура. Танкер «Алник» получил пробоину выше ватерлинии и смог продолжить плавание. На борту либерийского судна никто не пострадал.

Согласно докладу, подготовленному по итогам расследования, 21 августа командир «Джона Маккейна» заметил, что рулевой испытывает сложности с одновременным удержанием курса и скорости корабля. Следует отметить, что в том месте, где произошло столкновение с танкером, относительно сильно течение, а мореходство довольно плотно. Заметив трудности рулевого командир отдал ему приказ передать управление скоростью корабля на рулевую консоль правого борта.

Передача управления между консолями на эсминце «Джон Маккейн» производится с помощью интерфейса на сенсорном дисплее главной из них, за которой находится рулевой. В выпадающем меню можно выбрать передачу управления курсом, скоростью или двумя этими параметрами. По итогам расследования, специалисты пришли к выводу, что рулевой случайно передал управление и скоростью, и курсом на консоль правого борта. При этом штурвал консоли занял позицию по умолчанию, то есть прямой курс.

Сразу после передачи управления на правую консоль рулевой, полагая, что отдал управление только скоростью, заявил о потере контроля над курсом корабля. Дежурный у консоли правого борта не знал, что ему было передано и управление курсом корабля, и эсминцем, фактически, никто не управлял. После перекладывания штурвала на нулевую отметку при передаче управления от консоли к консоли эсминец начало разворачивать, причем разворот усиливался течением. В результате «Джон Маккейн» оказался на пути танкера, который его и протаранил.

Следует отметить, что изменение курса эсминца произошло относительно быстро и непредсказуемо. Учитывая, что все, кто находился за консолями управления утверждали, что потеряли контроль над кораблем, высказывались предположение, что бортовые системы «Джона Маккейна» подверглись хакерской атаке и были взломаны.

Военные периодически сталкиваются с просчетами и ошибками в различных интерфейсах управления, которые приводят к разного рода авариям. В октябре 2014 года в Персидском заливе чуть не утонул американский конвертоплан MV-22 Osprey, взлетевший с десантного корабля «Мэкин Айленд». Летательный аппарат смог подняться над палубой и отлететь в сторону, однако его двигатели не могли развить достаточную для набора высоты и скорости мощность. В результате MV-22 начал плавно опускаться на воду.

Летчики пытались спасти машину: они приказали десанту покинуть конвертоплан через грузовой люк, а также сбросили часть груза и начали сливать топливо. Все это было проделано для снижения массы аппарата. Во время борьбы за спасение MV-22 аппарат пять раз частично погружался в воду, однако в конечном итоге летчикам все же удалось поднять машину достаточно высоко, чтобы посадить ее обратно на палубу. В результате инцидента один пехотинец утонул.

По итогам расследования выяснилось, что после осмотра конвертоплана при подготовке к полетам техник забыл отключить в его программном обеспечении режим технического обслуживания. Этот режим переводит некоторые системы конвертоплана в статус обслуживания и не дает двигателям развивать полную мощность. Включение или отключение этого режима изначально не имело никакой индикации и летчики, управлявшие Osprey во время инцидента, не знали, по какой причине двигатели не развивают полную мощность.

В июле 2015 года все конвертопланы Osprey на вооружении США получили обновление программного обеспечения. Какие конкретно изменения были в него внесены, не уточняется, но известно, что, помимо прочего, в него была добавлена и индикация включения режима технического обслуживания на приборной панели в кабине пилотов.

Василий Сычёв

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.